Круизные теплоходы на Онего заманят в Петрозаводск «муляжами» Петровской эпохи?

0
590
В городском парке культуры и отдыха хотят построить макет утраченного путевого дворца Петра Первого, от которого не сохранилось ни чертежей, ни достоверных изображений
В городском парке культуры и отдыха хотят построить макет утраченного путевого дворца Петра Первого, от которого не сохранилось ни чертежей, ни достоверных изображений

Похоже, часовня Фаддея Петрозаводского, которую собираются возвести на главной площади карельской столицы, станет не единственным новоделом, призванным напоминать горожанам об имперской эпохе. Группа общественников, объединенных стремлением увековечить память о царе-основателе Петрозаводска, выступила с амбициозным проектом создания целого историко-культурного кластера, посвященного наследию Петра Первого, который предусматривает, в частности, строительство в городском парке культуры и отдыха макетов путевого дворца российского императора и фортеции, некогда существовавших на этой территории. Амбициозная затея была представлена накануне вечером участникам «круглого стола», где обсуждались проблемы вовлечения объектов культурного наследия Петрозаводска в сферу туризма.

Отчасти этот разговор оказался продолжением дискуссии, начатой на первом городском арт-фестивале «15×17» – как будет развиваться Петрозаводск после того, как его бывшее градообразующее предприятие – Онежский тракторный завод – обанкротилось и покинуло свои производственные корпуса в историческом центре карельской столицы, которые частично уже пошли под снос. Но, как и на арт-фестивале, участники «круглого стола» предались по большей части ностальгическому созерцанию ушедшей эпохи, а не попыткой найти новый вектор развития города. Наивная вера в туризм, который почему-то должен почувствовать в Петрозаводске благодатную почву, пока не рождает в нем никаких чудес – более того, даже те исторические памятники, которые еще сохранились в городе, стремительно приходят в упадок. Достаточно зайти за фасад министерства культуры Карелии, расположенном в архитектурном ансамбле XVIII века, чтобы понять, в каком катастрофическом состоянии находится культурное наследие республиканской столицы.

За фасадом Минкультуры Карелии. Фото: Валерий Поташов
За фасадом Минкультуры Карелии. Фото: Валерий Поташов

Макет дворца на танцплощадке

Как заметил археолог Андрей Спиридонов, попытки закрепить историческую память о Петровской эпохе предпринимались в Петрозаводске еще в XVIII столетии, когда Екатерина Вторая распорядилась не отводить под городскую застройку место, где располагался путевой дворец Петра и окружавший его сад. Собственно, этот сад, разросшийся за несколько веков до размеров нынешнего парка культуры и отдыха, и есть единственный сохранившийся в городе памятник времен первого российского императора. От деревянного путевого дворца не осталось ни чертежей, ни достоверных изображений, а во время археологических раскопок в парке, которые проводились в 90-е гг. прошлого столетия, были обнаружены лишь полуистлевшие венцы.

Археолог Андрей Спиридонов. Фото: Валерий Поташов
Археолог Андрей Спиридонов. Фото: Валерий Поташов

Однако, как считает исполнительный директор республиканской общественной организации «Осударева дорога» Юрий Русанов, отсутствие исторических памятников Петровской эпохи вполне могут заменить их макеты – и путевого дворца, и крепостных укреплений, а сам городской парк культуры и отдыха должен быть переименован в Петровский. Правда, как признал господин Русанов, эти макеты нельзя возвести на тех местах, где располагались исторические здания и сооружения, поскольку они попадают в охранную зону парка, получившего статус выявленного объекта культурного наследия, и поэтому новодел путевого дворца Петра Первого предполагается построить… на месте танцплощадки ПКиО. Чем может заинтересовать туристов такой «муляж Петровской эпохи», авторы проекта не пояснили, но выразили уверенность, что создание историко-культурного кластера, связанного с именем Петра, завлечет в карельскую столицу круизные теплоходы, которые по пути на заповедный остров Кижи в Онежском озере пока обходят ее стороной.

Юрий Русанов считает, что отсутствие исторических памятников могут заменить их макеты. Фото: Валерий Поташов
Юрий Русанов считает, что отсутствие исторических памятников могут заменить их макеты. Фото: Валерий Поташов

Замечу, что заседание «круглого стола» по обсуждению проблем вовлечения объектов культурного наследия в сферу туризма проходило по соседству с IT-парком Петрозаводского государственного университета, но почти никто из участников дискуссии не вспоминал об использовании современных технологий в историко-культурных проектах. Однако вместо того, чтобы строить макеты утраченного путевого дворца Петра Первого и фортеции, которые все равно нельзя разместить на их исторических площадках, в городском парке культуры и отдыха можно было бы попробовать создать голографические копии этих объектов на тех местах, где они когда-то располагались. Как мне представляется, такой подход к «закреплению исторической памяти» Петровской эпохи был бы более современным и привлекательным, как для туристов, так и для горожан, чем новодел на танцплощадке, которая еще вполне может послужить по своему прямому назначению.

Летний театр как «драйвер»

Куда более практичным, чем строительство макета путевого дворца Петра Первого, выглядел другой проект, представленный на заседании «круглого стола» театральным режиссером Сергеем Прониным. Он предложил открыть в городском парке культуры и отдыха летний театр, который когда-то в нем существовал. Правда, речь идет не о реконструкции Зеленого театра, где когда-то проходили поэтические вечера и музыкальные фестивали, а о капитальном ремонте здания бывшего кинотеатра, уцелевшего после пожара 70-х годов прошлого столетия.

Режиссер Сергей Пронин. Фото: Валерий Поташов
Режиссер Сергей Пронин. Фото: Валерий Поташов

«Летний театр станет драйвером развития всей территории парка», – уверен Сергей Пронин. В подтверждение своих слов он привел пример соседней Финляндии, где насчитывается 450 летних театров, которые ежегодно обслуживают более миллиона зрителей. Однако, как отметил режиссер, реализовывать этот проект, скорее всего, придется на средства международных грантов, поскольку у республиканских и городских властей нет ни денег, ни особого желания его поддерживать.