Несостоявшаяся презентация: провокация или проявление невежества?

440

12 октября в Национальном музее Карелии должна была состояться презентация графического романа Владимира Лукконена «Эхо над ягелем».

Пресс-служба музея сообщала, что сюжет данного творения «основан на исторических материалах о карельском восстании 1921–1922 годов». Впрочем, если говорить прямо, то данный роман прославляет сепаратистов и бандитов, убивавших своих же земляков под руководством финских офицеров и на финские же деньги. Лишь в самый последний момент эта презентация была отменена по решению организаторов.

Впрочем, сможет ли руководство Министерства культуры Карелии и Национального музея уйти от ответа на вопрос: что это было? Провокация или проявление исторического невежества?

Из текста, размещенного в официальном паблике Министерства культуры Карелии: «Осмысливая тенденции, происходящие в современной литературе, художник решил прибегнуть к созданию поэмы, адаптированной для молодежи. Стихи, как отмечает Владимир Лукконен, помогли уйти от прямолинейности и передать все более образно».

Наверное, можно сказать и так. Однако, если называть вещи своими именами, то это обычный комикс. Да, существует такой жанр, предназначенный прежде всего для тех, кто с трудом умеет читать. Комиксы — это абсолютно примитивная культура, которая подходит лишь маленьким детям на начальном этапе развития, так как у них ещё не хватает воображения и приходится им в этом помогать.

Ну, а еще примитивные рисунки с плохо рифмованным текстом часто используют в спецпропаганде, рассчитанной на население и войска противника. И по какой-то причине «роман» Владимира Лукконена выполнен именно в манере вражеской пропаганды и объективно расчеловечивает русских, карельских и финских красноармейцев. С соответствующими стишками вроде:

Нам бы спирту — по стакану,

Мы б болото это спьяну

Проскочили б на рысях.

Рисунок из романа Лукконена «Эхо над ягелем». Из открытых источников.

Что рисунки, что сопутствующий текст, с художественной точки зрения – это просто жуткий китч, совершенно бездарный и лживый. А посвящен он достаточно тяжелым и кровавым событиям 1921–1922 годов на севере Карелии. И нужно или очень плохо знать историю нашей Карелии эпохи Гражданской войны, или сознательно распространять пропагандистские фейки, да еще и с запахом нафталина из 90-х. Почему? Да потому что события 1921–1922 годов в северной Карелии достаточно хорошо изучены. И заявлять, что это было «народное восстание» – значит, просто вводить читателей в заблуждение.

Ведь не секрет, что этим «народным выступлением» руководили кадровые финские офицеры. Они участвовали в его подготовке, в создании материальных запасов и агитации местного населения еще с лета 1921 года.

Причем целью этого вмешательства было отторжение северной части Карелии от Советской России. В этом были заинтересованы и представители крупного бизнеса Финляндии, в основном лесопромышленники, неравнодушные к теме захвата хвойных лесов Карелии. Идеи – идеями, а материальный и финансовый интерес прежде всего. И как все это можно называть «народным восстанием»? Между прочим, началось это «народное» выступление с массового убийства в Ругозере своих же карелов, что само по себе символично:

«На дворе трещали выстрелы. Расстреливали соплеменников во имя братства народов, во имя свободы, во имя демократии, во имя западной цивилизации, во имя бога, во имя миллиона телеграфных столбов, закупленных Британией…»

Это цитата из одного из самых замечательных романов в истории карельской литературы – «Мы карелы» Антти Тимонена. Ведь родившийся в семье крестьянина–карела в деревне Луусалми Антти Николаевич Тимонен в раннем детстве сам был очевидцем тех событий и даже какое-то время провел в Финляндии в качестве беженца. Причем писатель убедительно показывает, что это действительно была именно авантюра, не имевшая абсолютно никаких шансов на успех, зато нанесшая Карелии немалый материальный ущерб. Финские руководители «народного восстания» гнали на бессмысленный убой обманутых ими местных карелов. Просто честно ответим на вопрос о том, что для нас более ценно и авторитетно – талантливый роман, написанный очевидцем тех событий, или современный комикс?

Между прочим, в случае победы «восстания» Карелию ждали бы масштабные этнические чистки. «Выборгская резня» 1918 года служит наглядным примером подобного развития событий. Об этом стоит лишний раз напомнить некоторым современным почитателям местного национализма.

Также нужно напомнить, что в боевых действиях в составе Рабоче-крестьянской Красной армии приняло участие немало местных жителей из числа карелов. Какие тогда основания делать из бандитов, как называл их Антти Тимонен, или повстанцев, как называют их сейчас, единственных представителей карельского народа? Это по меньшей мере смешно. Ведь в целом печальные события на севере Карелии, как, впрочем, и краткое существование карикатурной «Ухтинской республики», затронули максимум четверть карельского населения Карелии. Поэтому сводить к ним всю историю карельского народа в годы Гражданской войны невозможно, не получается.

Повторюсь, все эти факты хорошо известны из многочисленных исторических источников, давно опубликованных документов и воспоминаний участников.

При этом, конечно, каждый волен иметь свою точку зрения на любые исторические события. Даже самую фантастическую. Однако и Министерство культуры Республики Карелия, возглавляемое Алексеем Лесоненом и Национальный музей во главе с Михаилом Гольденбергом финансируются из бюджета. То есть, как принято сейчас говорить, живут на деньги налогоплательщиков. Поэтому возникает вопрос – почему на наши с вами деньги рекламируется историческая фальшивка, прославляющая бандитов и сепаратистов и оскорбляющая память тысяч настоящих патриотов России и Карелии?

Хотелось бы услышать ответ лично от Алексея Николаевича и Михаила Леонидовича.