«Креста на тебе нет!», – то и дело раздавалось в большом зале мэрии карельской столицы, когда кто-то из участников публичных слушаний, состоявшихся в разгар рабочего дня 25 мая, выступал против возведения на главной площади города часовни Святого Фаддея Петрозаводского. Благообразные тетушки в платочках, рассевшиеся в первых рядах, тут же превращались в фурий и разве что проклятия не сыпали в сторону трибуны: «Врет! Все врет!», «Провокатор!»…
Собственно, вопрос о разрешении строительства культового объекта в природно-рекреационной зоне возле здания Музыкального театра оказался единственным в повестке дня слушаний, инициатором проведения которых стал православный приход храма иконы Божией Матери «Скоропослушница». И хотя временно исполняющий обязанности главы Карелии Артур Парфенчиков, забравшийся на трибуну вне регламента встречи, выразил надежду, что проект строительства часовни не будет разделять людей, на деле все оказалось иначе.

– Я считаю, что это даже не столько церковный проект, сколько общественно-исторический, – заявил Парфенчиков и напомнил собравшимся о том, что Музыкальный театр стоит на месте бывшего городского кладбища, где в 1726 году был захоронен один из местных жителей, впоследствии канонизированный Русской православной церковью. Врио губернатора назвал трагедией уничтожение в прошлом столетии храмов бывшей Соборной площади, которая ныне называется площадью Кирова, и, признав, что восстановить их уже невозможно, тем не менее, заметил, что горожане могли бы воссоздать часовню Святого Фаддея Петрозаводского, которая так же располагалась на этой площади.
– Есть ряд меценатов, в том числе из благотворительных фондов, которые готовы за свои деньги эту часовню возродить. Если мы откажемся от возрождения этой часовни, эти деньги просто уйдут на другие проекты, связанные с воссозданием культурных святынь в других регионах России. Вот, собственно, материальная сторона вопроса, – сообщил Парфенчиков.

Как уже рассказывала «Черника», строительство часовни Святого Фаддея Петрозаводского, по замыслу авторов проекта, будет включать археологические раскопки на месте фундамента одного из разрушенных соборов, открытие «музейных окон», как на Ивановской площади Московского Кремля, и, наконец, возведение самого культового сооружения. По словам протоиерея Константина Савандера, которому удалось заразить своей идеей нового карельского губернатора, верующие уже собрали около полумиллиона рублей на реализацию проекта, и сейчас, действительно, идут переговоры о финансировании работ с двумя благотворительными фондами, названия которых отец Константин предпочел не называть.
Как выяснилось в ходе слушаний, сторонники строительства часовни успели не только собрать часть средств, но и оформить договор на аренду земельного участка сроком на десять лет. Причем, договор был заключен еще до проведения слушаний.

– А что будет по истечении десяти лет на этом месте? – поинтересовался у отца Константина один из участников слушаний Виталий Флеганов.
– На этом месте будет стоять часовня. За этот период мы должны ее построить, зарегистрировать в собственность, и после этого мы получаем эту землю в собственность, – ответил батюшка.
В качестве альтернативы возведению часовни протоиерей Константин Савандер почему-то назвал размещение на земельном участке кафе, хотя сейчас эта территория относится к природно-рекреационной зоне, и никто из городских рестораторов на нее до сих пор не покушался. Но слова священника только подлили масла в огонь, и многие в зале были готовы защитить бывшее городское кладбище от греховного общепита.

Выступавшая после отца Константина журналист Елена Гульшина попыталась зачитать участникам слушаний данные опроса, который провело среди горожан одно из карельских Интернет-изданий, свидетельствующие о том, что противников строительства часовни в Петрозаводске едва ли не больше чем сторонников. Однако зал в эти цифры поверил явно меньше, чем утверждению временно исполняющего обязанности карельского губернатора о том, что Святой Фаддей Петрозаводский является небесным покровителем города.
– Я считаю, что в городе Петрозаводске достаточно церквей, часовен, соборов. Они есть как в центре, так и в спальных районах, – добавила Елена Гульшина уже как жительница карельской столицы. – Мне кажется, что горожане не испытывают проблемы дефицита зданий, где бы они могли пообщаться с Богом.
– Уважаемые участники так называемых слушаний! – обратился к собравшимся экс-депутат карельского парламента Александр Степанов. – Почему «так называемых»? Потому что администрация в очередной раз собирает людей в три часа дня в будни, когда многие прийти не могут. Давайте посмотрим на проблему с нескольких позиций. Первая позиция – это чисто с точки зрения архитектуры. Я не знаю анонимных архитекторов, которые поддерживали этот проект, но, например, Вячеслав Петрович Орфинский (академик Российской академии архитектуры и строительных наук – прим. «Черники») высказался против, и очень многие эксперты говорят о том, что часовня испортит архитектурный стиль нашей площади, такой, какой уже сложился. Вот такая у нас история! С точки зрения исторической или даже туристической, часовня эта – новодел, и никаких туристов она не привлечет. Никакой это не исторический памятник, а новодел! С точки зрения соблюдения прав верующих, уже было сказано: достаточно много у нас культовых сооружений, и столпотворения в них не наблюдается….

Эти слова экс-депутата вызвали шум в зале, и Степанову пришлось на какой-то миг даже прервать свою речь.
– Уважаемые верующие! У меня иногда такое ощущение, что вы Библию не читали. «Любите врагов ваших!», – напомнил собравшимся Александр Степанов, после чего продолжил:
– Со всяких точек зрения, часовня эта не очень-то нужна, и самое главное – большинство горожан, действительно, выступает против. Зачем это надо, я не знаю, но получается так, что эта инициатива вносит очень серьезный раскол в городское сообщество….
Известному петрозаводскому дизайнеру и скульптору Александру Киму тоже пришлось призывать участников слушаний к спокойствию, после чего он попытался дать профессиональную оценку представленному проекту.
– У нас была Соборная площадь с великолепным архитектурным ансамблем, и когда мы выхватываем из прошлого какой-то один элемент и ставим его в современную архитектуру, это вызывает у всех разночтения и внутренние противоречия. Этот объект я бы оставил в прошлом. Оставил бы его для музеев, а здесь можно было бы поставить какой-то памятный знак, – сказал Александр Ким и сравнил предложенный образ часовни с входом в метро. – Никак на часовню он не смахивает, потому что этот восьмигранник смотрелся только в ансамбле с собором.

Однако большинство участников слушаний мнение профессионала не интересовало. «Если мы не будем строить храмы, у нас будут строить мечети!», – предупредил всех житель города Андрей Лукин и под занавес дискуссии решил развить эту мысль на трибуне:
– Европа сейчас отказывается от Христа! И что она получает? Гей-парады? И огромное количество беженцев, которые ставят свои храмы! – заявил Лукин. – Почему у нас шестая часть суши? Вы думаете, просто так нам дано все это? В деревнях никто не работает, нас всего 130 миллионов, ослаблена армия. У нас шестая часть суши, но никто не покушается на нее, потому что эта земля священна! Эта земля церковна! Это мистическая вещь! Но неверующим это не дано понять!

Финал выступления господина Лукина не оставил противникам строительства часовни никакой надежды: «Если несколько человек, неумных, прямо скажем, которые вообще не в теме, что-то вякают со сцены, это ничего не значит!». Зал встретил эти слова овацией.
Итог голосования оказался вполне предсказуем: за размещение культового сооружения в природно-рекреационной зоне на площади Кирова высказались 257 человек. Против были всего 39, еще десять воздержались.