«Черника» не первый раз возвращается к теме увековечивания памяти нашей именитой землячки – народной поэтессы XIX века Ирине Федосовой из Заонежья. Обратиться к министру культуры Алексею Лесонену депутата ЗС РК Андрея Рогалевича вынудила возникшая в ходе обсуждения идея памятника сказительнице, прямо скажем, нелицеприятная история.
Ознакомившись с проектом скульптора-самоучки Александра Кима, «победившим» в ходе объявленного Минкультуры РК конкурса, общественники написали главе Карелии Артуру Парфенчикову о своих сомнениях, аргументировали их и предложили объявить новый конкурс. СМИ сообщили об этом послании, и пока в администрации губернатора готовился ответ, министр культуры Лесонен прокомментировал это событие изданию «Руна» так:
«Написали письмо? Ответим. Открытые письма можно писать сколько угодно. Это вопрос формата общения с властью. Но когда тебя приглашают на встречу, надо приходить. Сейчас возникли рабочие вопросы, это не конкурентная борьба, кто лучше знает, кто такая Федосова. Надо совместно работать. Письмо повлечет очередное собрание. Но мы и так хотели его сделать. Они стучатся в открытые двери. Все обсуждаемо, и конкурс был полностью открытый. А теперь мы начинаем ломать палки. Общественники, которые недовольны, они кто? Госпожа Сукотова была включена в состав комиссии, но ни разу не пришла на обсуждения по объективным причинам, как она говорит. В комиссию вошли все заинтересованные лица, запрос по составу комиссии мы отправляли в Заксобрание Карелии. Затем нам из парламента прислали кандидатуры. Мы обсуждали комиссией художественное решение памятника».
Что так разгневало Лесонена? Не сложно догадаться. Андрей Рогалевич вежливо напоминает министру культуры, что общественники в своем письме как раз и пытались донести до Парфенчикова, который взял на себя некое покровительство в организации сбора средств на памятник и уже успел вручить Киму сертификат за «победу» (разве это была не подстава со стороны ведомства Лесонена?), что обсуждение проекта оказалось закрытой и непрозрачной процедурой. «О закрытости обсуждения проектов, отсутствии публичности было отмечено и одним из участников конкурса проектов, карельским скульптором-монументалистом, преподавателем Санкт-Петербургской академии художеств Павлом Калтыгиным», – сообщает депутат.
«Общественники, которые недовольны, они кто?», – вопрошает культурный министр. «Напомню вам, что это уважаемые и достойные люди, которые не за зарплату, не за награды, должности или «заслуженные» титулы пытаются сохранить историческую память об И.А. Федосовой, – поясняет Лесонену Андрей Рогалевич. – Подобное отношение к представителям общественных организаций, полагаю, не красит вас, как министра культуры Республики Карелия. Считаю, что вы должны принести публичные извинения перед теми людьми, кто задавал Главе Республики Карелия А.О. Парфенчикову неудобные вопросы с критикой деятельности Министерства культуры и на которые, в большинстве своем, мы не получили вразумительные ответы».
Подписавшие обращение к губернатору Парфенчикоову общественники после такого выпада со стороны министра культуры долго пребывали в шоке. Сегодня они готовы объяснить, кто они такие.
Председатель правления КРОО «Заонежье» Валентина Сукотова, награждена знаком «Патриот России», руководитель проекта «Федосовские чтения» в течение 21 года:
– Министр культуры спрашивает: «Общественники? А кто они такие?» Отвечаем, коль до сих пор не знает: мы, заонежане – потомки великих сказителей русской земли Ирины Федосовой, Трофима, Ивана и Петра Рябининых, Ивана Касьянова, Василия Щеголёнка, Петра Горшкова, Матвея Самылина и многих других, именно тех, кто сохранил уникальную школу былин Великого Новгорода. Мы – потомки еще одной школы – иконописцев Матвея и Ивана Абрамовых, меценатов Карпа Изотова, Ивана Крылова, Алексея Пальчикова, Ивана Филимонова, купцов Захарьевых…
Вот кто мы такие!
30 мая на встрече в Центре Национальных культур РК скульптор Александр Ким удивил всех! Он даже не знает, кто такая Федосова, путает ее с какой-то поморской старушкой, понятия не имеет об ее основной деятельности в древнем жанре фольклора – причитании. Как такой человек мог оказаться в победителях конкурса Министерства культуры с проектом, который абсолютно не отражает масштаба личности Ирины Андреевны Федосовой? Оказывается, как он сам сообщил изданию «Лицей», Ким не имеет специального образования, прораб, учился в ПетрГУ на факультете промышленного строительства, но с уверенностью заявляет: «Я считаю себя скульптором!» Здорово! Всякое видали, но такого еще не было.
Все, что нам представили, как профессионально организованный конкурс – это очередной «междусобойчик», поэтому именно такой Ким и нужен чиновникам: он удобен. Конкурс надо отменять и позорить великое имя народной поэтессы не стоит.
Вячеслав Агапитов, краевед, председатель правления общественного движения «За Русский Север», член Союза писателей России, член Творческого союза художников:
– То, что происходит с проектом памятника Ирине Федосовой удручает, но не удивляет. Сегодня мы наблюдаем типичную развязку в конфликте между властью и обществом. Малообразованная, с идеальным нюхом на субординацию, власть прекрасно осознает свое превосходство над обществом – малочисленным и дезорганизованным, разделенным корпоративно и социально, а потому отвыкшим от солидарных действий. Действительно, что беспокоиться сегодняшнему чиновнику по поводу писем от маленькой группы людей, явно оторванных от народа, что радуется ныне мундиалю. Еще десяток лет «под реформами» и не будет никаких сопротивленцев – так полагают люди во власти. Хоть и похоже на пророчество, но не хочется верить в такой расклад.
Что еще беспокоит в ситуации вокруг проекта. Удивляет безгласие писателей Карелии, а также ученых Института языка, литературы и истории Карельского филиала РАН, написавших академические труды по творчеству заонежской вопленницы. Вероятно, положение «на кормлении», встроенность в прослойку, поддерживающую власть, заставляет забыть, что Федосова-то как раз была народной заступницей, бичом для творящих беззаконие.
Что же с проектом? Очевидно, что величие замысла должно увлекать автора скульптурной идеи. Скульптор должен быть в чем-то соразмерным образу Федосовой, в меру сил конгениальным, а если иначе, то не стоит и браться. А пока г-н Ким явно не Имре Варга. Тогда уж лучше вовсе обойтись без пошлого сооружения.
Допреж меж намы, видать, здор, а буде пойде дело не крадучи, не впотай, не вкрути, то надия здыне могутных от зени на раденье суёмное. А покуль, свет дорогой, нуньку день не такой. Это по-заонежски. На языке Федосовой.
Татьяна Николюкина, член КРОО «Заонежье», журналист:
В 1970-е годы был очень популярен документальный фильм «Индийские йоги — кто они?», а сегодня мы дожили до того, что впору снять фильм «Общественники? А кто они?» специально для министра культуры Лесонена – он, пожалуй, единственный, кто этого не знает. Или прикидывается, что вероятнее. Как говорится: «Общественники? Нет, не слышал».
Общественники – это неравнодушные люди с активной жизненной позицией, широко образованные, имеющие профессиональный, а главное, большой жизненный опыт. Как бы пафосно это ни звучало, общественники – это строители гражданского общества, это основа демократии.
А вот кто такой г-н Лесонен? Человек с дипломом психолога, насидевший необходимый стаж по чиновничьим кабинетам стал по явному недоразумению министром культуры и, видимо, решил, что, как говорится, поймал бога за бороду и может позволять себе пренебрежительное отношение к представителям общественности. В этом он ошибся, поскольку министры приходят и уходят, а общественность, радеющая за культурное наследие нашей республики, будет всегда! И мы не позволим чиновникам вытирать ноги ни о нас, ни о достояние нашего родного Заонежья!
Ирина Андреевна Федосова – это не только наша гордость, это имя, вписанное в историю, литературу, ее творчеству посвящены тома научных трудов – это гораздо лучший памятник ей, чем то изваяние, с которым «победил на конкурсе» приближенный к власти скульптор-самоучка А. Ким.
Пока не поздно, результаты этого позорного конкурса надо отменить и провести новый, широкий открытый конкурс, дать скульпторам больше времени на создание проектов и вынести их на общественное обсуждение.
Валентина Евсеева, депутат Медвежьегорского городского совета, заслуженный работник культуры Республики Карелия, преподаватель Медвежьегорской школы искусств:
– С чем мы, общественники, категорически не согласны, почему так упорствуем? Так все же ясно, как белый день! Задачей конкурса по положению являлось «отображение образа народной сказительницы Ирины Андреевн Федосовой». А победитель конкурса Александр Ким, создавая композицию памятника народной поэтессе, исходил, оказывается, из собственных представлений о ее творчестве и образе жизни, почитав что-то – не помнит, что – в интернете. В итоге «странная» конкурсная комиссия, определяя победителя, обсудила и утвердила эскиз странного памятника. Созданный Кимом проект – его собственные представления о народной поэтессе и плакальщице, рассказывающей сказки деревенским детям, – «удачно» совпал с оценкой комиссией художественного решения предложенной композиции. Так бывает. Или так было надо…
Но позвольте, какие сказки? Поэтическое творчество сказительницы Ирины Федосовой, эти свадебные, рекрутские, похоронные плачи, – по сути ярчайшие иллюстрации жизни крестьянской России 19 века. Отражение ее мира в проекте памятника ждали от победителя конкурса общественники. Ждали профессионального подхода, отражающего масштаб личности и творчества нашей, отмеченной Богом землячки. И мы никак не можем понять, почему нас не понимает министр КУЛЬТУРЫ!
Личность Ирины Федосовой, глубина ее поэтического дара, по моему мнению, не заслуживают столь легкомысленного подхода для увековечивания ее памяти, как это произошло в случае с данным конкурсом. Поэтому буду упорствовать: этот проект обречен, и нечего тут дорабатывать и переделывать, итоги конкурса надо отменять и заново, честно и открыто проводить с широким участием мастеров (желательно – не самоучек), а затем миром выбирать самый достойный памяти Ирины Федосовой проект.