Никакого оптимизационного смысла отправка всего карельского правительства в отставку не имеет. Формулировка «из-за выговора, полученного от президента» выглядит подобострастной. Так работает «вертикаль власти». Погоней за созданием конъюнктурных медийно выигрышных обстоятельств перечеркивается опыт организации «картинки» эффективности нынешней власти.

В принципе, вариантов развития ситуации всего два. Первый заключается в том, что Александр Худилайнен на протяжении двух недель – «надеюсь, до 4 марта хватит времени для того, чтобы подготовить новую структуру правительства» – выглядит организатором повестки дня. Он открыт для критики. Он публично принимает предложения. Он производит реальную замену республиканской управленческой команды … Но даже несмотря на заверения типа «ну, дайте им поработать хотя бы год», волна обоснованных претензий накрывает карельскую власть по полной. Потому что невозможно остановить объективно ухудшающееся социально-экономическое положение жителей республики. Многократное произнесение слова «халва» не катит.

Второй вариант не предполагает даже наличия указанного выше заверения. Реального обновления не происходит. Парочка «ритуальных» уходов подвергавшихся наибольшей критике министров констатирует, что «стрелочников нашли» и «жизнь продолжается». В пользу такого варианта – то, что в республике основательно нарушена система социальных лифтов. Профессионализм заменён демонстрацией лояльности. Более того, механизмы администрирования «смазаны» идеологической составляющей.

Закат над правительством Карелии. Фото: Валерий Поташов
Закат над правительством Карелии. Фото: Валерий Поташов

Сущностно важным является то, что попытка корректировки региональной системы управления не ориентирована на граждан – получателей услуг государственного менеджмента. Именно отсюда и идут нерациональное построение аппарата, дублирующего и делающего параллельным многие функции, слабое правовое регулирование процессов управления, низкий уровень контроля. Новое правительство Худилайнена не станет деперсонифицированным в смысле господства профессионализма над некомпетентностью, нормы над произволом, объективного над субъективным. Для него категории клиентоориентированности, результативности и эффективности, открытости и прозрачности будут априорно вторичными.

Это произойдет по довольно простой причине. «Выговор, полученный от президента» не имеет ничего общего с характером властно-общественного взаимодействия в республике. Не озвучь федеральный министр строительства Михаил Мень свои претензии по нарушению Карелией «обязательств по организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда», не попади это в «телекартинку», не потребуй президент РФ «принять меры в отношении руководства, которое сорвало программу расселения аварийного жилья в регионе», ничего бы не изменилось. Ведь глава региона уверен, что все делал правильно и предельно эффективно. А в отношении тех, кто предметно и аргументированно указывал, что это не так, разворачивал сложно организованную репрессивную машину. Он просто не понимает, что формирование реальных органов власти происходит только с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой, а не по «путинско-вертикальной» системе сигналов «выговор – отставка – замена».