Православный фундаментализм уже на пороге Карелии?

0
987
Временно исполняющий обязанности главы Карелии Артур Парфенчиков и митрополит Петрозаводский и Карельский Константин в соборе Александра Невского. Фото: facebook.com
Временно исполняющий обязанности главы Карелии Артур Парфенчиков и митрополит Петрозаводский и Карельский Константин в соборе Александра Невского. Фото: facebook.com

Когда в стране подводили итоги выборов, и московская либеральная интеллигенция праздновала победу от того, что «Яблоко» станет второй после «Единой России» партией по числу муниципальных депутатов, в российской столице сожгли автомобиль Константина Добрынина, адвоката режиссера Алексея Учителя, снявшего скандальный фильм о романе императора Николая Второго с балериной Матильдой Кшесинской, который пока мало кто видел, но который уже вызвал настоящее помешательство среди отечественных царебожников. А на следующий день по Невскому проспекту Санкт-Петербурга прошагал многотысячный крестный ход из духовенства, депутатов, казаков и футбольных фанатов, который, видимо, войдет теперь в историю транспарантом ««Матильда» – пощечина русскому народу». И хотя в Петрозаводске никто пока не пугает прокатчиков поджогами кинозалов, было бы наивным полагать, что эта волна мракобесия не докатится до карельской столицы. Слишком благодатная для него здесь стала почва.

Крестный ход в Санкт-Петербурге. Фото: facebook.com
Крестный ход в Санкт-Петербурге. Фото: facebook.com

Достаточно вспомнить, как патриотические активисты пикетировали лекцию известного в городе психиатра Виктора Лебедева, посвященную гомосексуализму, или как православная общественность освистывала и сыпала проклятия в адрес тех, кто на майских слушаниях в мэрии выступал против разрешения строительства часовни Фаддея Петрозаводского в зеленой зоне у Музыкального театра Карелии. Причем, масла в огонь тогда подлил временно исполняющий обязанности главы республики Артур Парфенчиков, который фактически благословил возведение культового сооружения в уже сложившемся архитектурном ансамбле главной площади карельской столицы. После этого никакие доводы ученых и специалистов в области городской среды, пытавшихся остановить проект местного священника Константина Савандера, уже не действовали, и даже республиканское министерство культуры, которое поначалу весьма прохладно отнеслось к планируемой стройке в историческом центре Петрозаводска, закрыло на нее глаза.

Врио главы Карелии Артур Парфенчиков и протоиерей Константин Савандер на слушаниях в мэрии Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов
Врио главы Карелии Артур Парфенчиков и протоиерей Константин Савандер на слушаниях в мэрии Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов

Почти два месяца на месте строительства шли раскопки, и прогубернаторские издания то и дело сообщали «сенсанционные» новости о том, что отцу Константину и археологам из Национального музея удалось обнаружить часть фундамента Воскресенского собора XIX столетия, сгоревшего в 1924 году, хотя о том, что этот фундамент сохранился историкам и архитекторам было известно давно. Затея создать из раскопа новый туристический объект – а она была явно рассчитана на то, чтобы убедить поддержать стройку невоцерковленных горожан – провалилась с самого начала. Даже после того, как доступ к отрытому фундаменту был открыт для всех желающих, поток туристов к огромной яме на газоне возле Музыкального театра не хлынул. Собственно, если бы не вычурные металлические ограждения и вазы с цветами, этот «туристический объект» выглядел бы со стороны как самая обычная строительная траншея.

Раскоп в бывшей зеленой зоне. Фото: Валерий Поташов
Раскоп в бывшей зеленой зоне. Фото: Валерий Поташов

Зато на популярной у жителей и гостей карельской столицы набережной Онежского озера появился уродливый забор, ограждающий с воды историческое здание глазного корпуса земской больницы, которое было передано все тем же временно исполняющим обязанности главы республики Артуром Парфенчиковым в собственность Карельской епархии Русской православной церкви. Стоит напомнить, что горожане давно добивались от епархии, чтобы она освободила часть территории набережной, которую занимала фактически незаконно, и вот в апреле пресс-служба республиканского правительства сообщила, что на совещании у Артура Парфенчикова (!) администрация города и Карельская Епархия «нашли совместное решение по благоустройству территории вокруг здания Епархии на Онежской набережной». В итоге часть прежнего деревянного забора, подходившего прямо к променаду была демонтирована, а вместо него был наскоро собран другой – из металлопрофиля, но чуть подальше от пешеходной зоны. Очевидно, это и было «совместное решение по благоустройству территории».

Забор на набережной Онежского озера в Петрозаводске у здания Карельской епархии РПЦ. Фото: Валерий Поташов
Забор на набережной Онежского озера в Петрозаводске у здания Карельской епархии РПЦ. Фото: Валерий Поташов

Кому-то покажется, что все эти события мало связаны с многотысячным крестным ходом в соседнем с Петрозаводском Санкт-Петербурге, приуроченном к Дню памяти Александра Невского. Но дело в том, что в карельской столице накануне тоже состоялся свой крестный ход, правда, его участники ограничились территорией вокруг Кафедерального собора Александра Невского. Зато в первых рядах этого действа оказались временно исполняющий обязанности главы республики Артур Парфенчиков и сити-менеджер Петрозаводска Ирина Мирошник. Они же вместе с митрополитом Петрозаводским и Карельским Константином у стен собора награждали курсантов Карельского кадетского корпуса. Замечу, что все происходило в самый разгар рабочего дня, хотя по Конституции церковь в нашей стране отделена от государства.

Сити-менеджер Петрозаводска Ирина Мирошник, врио главы Карелии Артур Парфенчиков и митрополит Константин вместе с кадетами на ступенях собора Александра Невского. Фото: facebook.com
Сити-менеджер Петрозаводска Ирина Мирошник, врио главы Карелии Артур Парфенчиков и митрополит Константин вместе с кадетами на ступенях собора Александра Невского. Фото: facebook.com

Все это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что государство и церковь все больше сращиваются друг с другом, а РПЦ фактически превращается в носителя государственной идеологии. Не удивительно, что на официальном сайте Карельской епархии уже появились материалы с весьма красноречивым названием: ««Матильда» – это второе ритуальное убийство Святого Царя Николая». Осталось только дождаться похожих заявлений со стороны карельских чиновников, которые на полном серьезе говорят о небесном покровительстве города Фаддеем Петрозаводским…