Когда в стране подводили итоги выборов, и московская либеральная интеллигенция праздновала победу от того, что «Яблоко» станет второй после «Единой России» партией по числу муниципальных депутатов, в российской столице сожгли автомобиль Константина Добрынина, адвоката режиссера Алексея Учителя, снявшего скандальный фильм о романе императора Николая Второго с балериной Матильдой Кшесинской, который пока мало кто видел, но который уже вызвал настоящее помешательство среди отечественных царебожников. А на следующий день по Невскому проспекту Санкт-Петербурга прошагал многотысячный крестный ход из духовенства, депутатов, казаков и футбольных фанатов, который, видимо, войдет теперь в историю транспарантом ««Матильда» – пощечина русскому народу». И хотя в Петрозаводске никто пока не пугает прокатчиков поджогами кинозалов, было бы наивным полагать, что эта волна мракобесия не докатится до карельской столицы. Слишком благодатная для него здесь стала почва.
Достаточно вспомнить, как патриотические активисты пикетировали лекцию известного в городе психиатра Виктора Лебедева, посвященную гомосексуализму, или как православная общественность освистывала и сыпала проклятия в адрес тех, кто на майских слушаниях в мэрии выступал против разрешения строительства часовни Фаддея Петрозаводского в зеленой зоне у Музыкального театра Карелии. Причем, масла в огонь тогда подлил временно исполняющий обязанности главы республики Артур Парфенчиков, который фактически благословил возведение культового сооружения в уже сложившемся архитектурном ансамбле главной площади карельской столицы. После этого никакие доводы ученых и специалистов в области городской среды, пытавшихся остановить проект местного священника Константина Савандера, уже не действовали, и даже республиканское министерство культуры, которое поначалу весьма прохладно отнеслось к планируемой стройке в историческом центре Петрозаводска, закрыло на нее глаза.
Почти два месяца на месте строительства шли раскопки, и прогубернаторские издания то и дело сообщали «сенсанционные» новости о том, что отцу Константину и археологам из Национального музея удалось обнаружить часть фундамента Воскресенского собора XIX столетия, сгоревшего в 1924 году, хотя о том, что этот фундамент сохранился историкам и архитекторам было известно давно. Затея создать из раскопа новый туристический объект – а она была явно рассчитана на то, чтобы убедить поддержать стройку невоцерковленных горожан – провалилась с самого начала. Даже после того, как доступ к отрытому фундаменту был открыт для всех желающих, поток туристов к огромной яме на газоне возле Музыкального театра не хлынул. Собственно, если бы не вычурные металлические ограждения и вазы с цветами, этот «туристический объект» выглядел бы со стороны как самая обычная строительная траншея.
Зато на популярной у жителей и гостей карельской столицы набережной Онежского озера появился уродливый забор, ограждающий с воды историческое здание глазного корпуса земской больницы, которое было передано все тем же временно исполняющим обязанности главы республики Артуром Парфенчиковым в собственность Карельской епархии Русской православной церкви. Стоит напомнить, что горожане давно добивались от епархии, чтобы она освободила часть территории набережной, которую занимала фактически незаконно, и вот в апреле пресс-служба республиканского правительства сообщила, что на совещании у Артура Парфенчикова (!) администрация города и Карельская Епархия «нашли совместное решение по благоустройству территории вокруг здания Епархии на Онежской набережной». В итоге часть прежнего деревянного забора, подходившего прямо к променаду была демонтирована, а вместо него был наскоро собран другой – из металлопрофиля, но чуть подальше от пешеходной зоны. Очевидно, это и было «совместное решение по благоустройству территории».
Кому-то покажется, что все эти события мало связаны с многотысячным крестным ходом в соседнем с Петрозаводском Санкт-Петербурге, приуроченном к Дню памяти Александра Невского. Но дело в том, что в карельской столице накануне тоже состоялся свой крестный ход, правда, его участники ограничились территорией вокруг Кафедерального собора Александра Невского. Зато в первых рядах этого действа оказались временно исполняющий обязанности главы республики Артур Парфенчиков и сити-менеджер Петрозаводска Ирина Мирошник. Они же вместе с митрополитом Петрозаводским и Карельским Константином у стен собора награждали курсантов Карельского кадетского корпуса. Замечу, что все происходило в самый разгар рабочего дня, хотя по Конституции церковь в нашей стране отделена от государства.
Все это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что государство и церковь все больше сращиваются друг с другом, а РПЦ фактически превращается в носителя государственной идеологии. Не удивительно, что на официальном сайте Карельской епархии уже появились материалы с весьма красноречивым названием: ««Матильда» – это второе ритуальное убийство Святого Царя Николая». Осталось только дождаться похожих заявлений со стороны карельских чиновников, которые на полном серьезе говорят о небесном покровительстве города Фаддеем Петрозаводским…