За довольно коротким новостным сообщением: «Уже семь человек заявились на праймериз «Единой России», чтобы бороться за место партийного кандидата в Госдуму» – скрывается целый мир. Конечно, здорово, что внутри регионального отделения партии имеется достаточное количество сильных, нацеленных на открытое противостояние политиков. Тем более, в обстоятельствах, когда процесс предварительного отбора кандидатов посредством процедуры внутрипартийного голосования претендует быть едва ли не самой серьезной новацией грядущей кампании по выборам депутатов Государственной думы и одним из важных факторов, которые, в конечном счете, приведут к формированию именно такого нового созыва нижней палаты парламента и формированию профиля российской публичной политики на ближайший парламентский цикл.
Цели предварительного голосования, по словам председателя «Единой России» Дмитрия Медведева, таковы: «Мы спрашиваем у избирателей, кого они хотят видеть кандидатами от «Единой России», а претенденты фактически проводят предвыборную кампанию, рассказывают о своих предложениях, участвуют в дебатах. Всё это происходит публично, чтобы люди могли сразу понять, чего стоит каждый из претендентов, и поддержать того, чьи идеи наиболее понятны, близки и интересны». Также, как заявил Медведев, по итогам праймериз и с учетом их результатов будет дополнена предвыборная программа партии.
Призыв премьера не случаен. При проведении процедуры внутрипартийного голосования во время федеральных кампаний 2007 и 2011 года «Единая Россия» совершила ряд ошибок. В частности, слабо (а в ряде регионов – практически никак) была проведена разъяснительная работа с кандидатами и избирателями. Даже лояльный электорат, который мог бы принять участие в праймериз, журналисты и региональные лидеры общественного мнения зачастую были из кампании выключены. В результате избирателю праймериз оказались непонятны и неинтересны. В итоге в них приняли участие минимальное количество голосовавших, а узнаваемость участников-потенциальных кандидатов для обычных граждан никак не изменилась. Заранее было заявлено, что в праймериз смогут принять участие 225 тысяч человек, то есть всего 0,2 процента избирателей.
Согласно опубликованному в августе 2011 года опросу ВЦИОМ, 79 процентов россиян ничего не знали о праймериз «ЕР», а 93 процента вообще не знали, что такое праймериз. При этом только 3 процентам опрошенных было «хорошо известно», что партия власти устроила праймериз.
Вторая ошибка заключалась в том, что на практике результаты предварительного голосования не были обязывающими для региональных отделений партии. Победитель праймериз не мог рассчитывать на однозначное попадание в предвыборный список на проходную позицию. Такого пункта не было ни в уставе «Единой России», ни в положении о праймериз. В результате решение принимал федеральный координационный совет, который нес ответственность за проведение предварительного голосования, подводил итоги праймериз, а после утверждал свои предложения по кандидатурам в состав федерального списка кандидатов.
Иными словами, окончательное решение по конкретным позициям в списке партии напрямую от результатов праймериз не зависело, что известным образом демотивировало серьезных кандидатов участвовать в предварительном голосовании. Эти кандидаты в первую очередь старались направить ресурсы на достижение разного типа договоренностей в федеральном центре и в руководстве регионального отделения «ЕР», что снижало эффективность самой идеи проведения праймериз.
Помимо этого, региональные лидеры не были заинтересованы в проведении прозрачных для наблюдателя праймериз с неизвестным заранее результатом. Большинство региональных администраций старались выдвинуть только лояльных действующему губернатору «своих» кандидатов. Независимый депутат с собственной позицией, не являющийся клиентелой главы региона, рассматривался как угроза и потенциальный соперник. Партийная бюрократия в Москве, в свою очередь, также не была готова «пустить на самотек» избирательные процессы в регионах, в том числе выдвижение и утверждение кандидатов.
В результате сама процедура праймериз в 2011 году была выхолощена, а ее низкая популярность не принесла ожидаемых позитивных результатов. И даже, наоборот – для галочки проведенные праймериз подрывали авторитет партии у ряда вполне лояльных региональных политиков, а цинизм при подтасовке результатов вызывал отторжение у избирателей.
Стоит отметить, что теперь, в праймериз-2016, немаловажное значение играет фактор устойчивости внутриполитической ситуации в регионе. Карелия относится к группе регионов так называемого «смешанного типа», характеризующихся концентрацией субэлитных групп, относительно нелояльных главе республики Александру Худилайнену, и невысоким уровнем ресурсов у контрэлит (что связано с естественным процессом их переформатирования в связи с реализацией губернаторской администрацией в течение последних полутора лет исключительно силового варианта «политдиалога»). Поэтому имеет смысл типологизировать участников праймериз.
Претендующие на победу:
— Валентина Пивненко, действующий депутат Государственной думы;
— Элиссан Шандалович, член Генерального совета партии «ЕР», депутат Законодательного собрания РК, главный врач Республиканской больницы;
— Лариса Жданова, член регионального политического совета «ЕР», депутат Законодательного собрания РК, руководитель ГТРК «Карелия».
Решающие другие задачи (например, основной является параллельная кампания по выборам в Законодательное собрание Карелии):
— Анна Лопаткина, глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта;
— Григорий Фандеев, предприниматель, общественный деятель.
Технические кандидаты:
— Андрей Редькин, замруководителя исполкома регионального отделения «ЕР»;
— Алексей Печерский, предприниматель.
Прежде всего, важно констатировать, что ни один кандидат не является абсолютно прогубернаторским. Это означает, что по сугубо аппаратной линии формальная поддержка республиканскому отделению «ЕР» будет оказана, но весьма вероятен низовой саботаж процесса в силу предельно слабой личной заинтересованности губернатора и его окружения в проведении качественных праймериз.
Но куда большую проблему представляет столкновение кандидатов, уже сейчас нацеленных на конфликтный и остроконкурентный сценарий, что, в свою очередь, увеличивает риск непризнания праймериз со стороны проигравших. Очевидно, что для первой выделенной группы результат будет 1:2, т.е. два сильных претендента должны будут признать свою электоральную несостоятельность. Готовы ли на это Пивненко, Шандалович или Жданова? – Определенно нет. Проигравшим будет объективно сложно, пожалуй, и практически невозможно «сохранить хорошую мину». В обстоятельствах новой медиа-реальности репутационные издержки будут преследовать их значительное время. Может, именно в этом и заключается своя игра губернаторских советников?