После публикации на страницах нашего журнала материала о том, что карельские правоохранители саботируют возбуждение уголовного дела против организованной группы лиц, занимающейся незаконной добычей песка в Прионежском районе и его реализацией на стройки Петрозаводска, дознаватели отдела МВД России по Прионежскому району все же вынуждены были возбудить уголовное дело по факту кражи полезных ископаемых.

«Установлено, что в Прионежском районе на территории потребительского жилищно-строительного кооператива велась незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых. Песчано-гравийная смесь и песок вывозились на строительные объекты Петрозаводска организацией, занимающейся ландшафтным дизайном в этом кооперативе.

В результате проведенной проверки по данному факту возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. В настоящее время проводятся следственные мероприятия», скупо говорится в пресс-релизе на сайте МВД Карелии.

Правда, непонятно почему выбрана часть 1 статьи 158 УК РФ –  преступление в ней предусматривает, что нанесен незначительный ущерб и наказание за него наиболее мягкое. Тем не менее, журналистами «Черники» было установлено, что из незаконно организованного карьера в районе деревни Половина было вывезено и реализовано не менее 400 самосвалов с песком (по данным установленной нами фотоловушки на выезде из карьера) и действовала там организованная группа лиц. Об этом мы рассказывали в своем расследовании. За разъяснением мы обратились к адвокату Николаю Флеганову.

Экспертное мнение

Николай Флеганов

«Ознакомившись с расследованием «Черники» и пресс-релизом МВД о возбуждении уголовного дела, могу сделать следующие выводы. Уголовное дело возбуждено по ч.1 ст. 158 Уголовного кодекса. Обычно по такой статье привлекают за кражу телефона, продуктов питания, алкоголя. Как следует из материалов журналистского расследования, объемы предполагаемых хищений измеряются совершенно другими цифрами. Надо понимать, что кража телефона требует меньше трудозатрат в расследовании, чем расследование тех фактов, о которых становится известно из публикации «Черники».  Дознавателю редко дают возможность получить оперативное сопровождение дела, а значит, он будет лишен возможности наблюдения за подозреваемыми, обследования местности, записей телефонных переговоров и других действий оперативно-розыскной деятельности.

Как видится мне, как юристу по образованию, речь идет как минимум о совершенно других объемах, нежели предполагает полицейское руководство. Более логично квалифицировать дело по ч. 4 ст. 158 УК РФ с учетом крупного размера и с учетом того, что фигурантов несколько. Следует учесть, что добыча полезных ископаемых подразумевает наличие соответствующей лицензии. Отсутствие такой лицензии может свидетельствовать о незаконном предпринимательстве. Это также отягощает состав уголовного преступления.

Вместе с тем, квалификация тех или иных действий – это прерогатива следствия. Контроль над качеством следствия – задача прокуратуры.  Я лишь высказал свое мнение, изучив доступные мне материалы. Однако у меня сложилось субъективное впечатление, что есть негласное распоряжение «работать на отказник». Ведь факты, как говорится, налицо. Уместно ли здесь говорить о коррупции, лично мне сложно судить. Да и для этого должны быть весомые доказательства. Пока мы не видим таких прямых доказательств, а предположения мы не можем обличить в форму утверждения», – прокомментировал «Чернике» Николай Флеганов.

По оценке специалистов насыпь незаконно добытого песка на март месяц составляет 8344 куб. м. То есть примерно 433 самосвала. Средняя цена 1 куб. м.  = 200 руб. Итого примерный ущерб государству этой организованной группой: 8344 х 200 = 1668800 руб.

По самым скромным подсчетам специалистов, ущерб, нанесенный государству организованной группой лиц, составляет примерно 1668800 рублей. Но прионежских правоохранителей — это, вероятно, не смущает. Фото: Алексей Владимиров.

Напомним, что согласно федеральному закону о «Недрах», Статья 1.2.(Собственность на недра): «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».