Одним из первых кадровых решений временно исполняющего обязанности главы Карелии Артура Парфенчикова стала смена руководства республиканского комитета по управлению государственным имуществом. Прежний председатель комитета Денис Косарев был отправлен в отставку, а на его место назначен бывший первый заместитель Сергей Максимов. Чем была обусловлена отставка Косарева, в губернаторском окружении не пояснили, но, на мой взгляд, она была вполне ожидаема. Возглавляемое господином Косаревым ведомство постоянно проваливало планы по приватизации регионального имущества, а когда полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оказались переданы властями Карелии с муниципального на республиканский уровень, деятельность комитета вызвала шквал критики со стороны депутатов карельского парламента, возмущенных волокитой в решении земельных вопросов. Законодатели республики не раз требовали от прежнего губернатора Александра Худилайнена отставки Дениса Косарева, и даже экс-глава Карелии предложил минувшим летом председателю комитета по управлению госимуществом отказаться от отпуска, чтобы наверстать отставание по плановым показателям сбора доходов. Но до увольнения неэффективного руководителя дело так и не дошло.

Бывший председатель комитета по управлению госимуществом Карелии Денис Косарев. Фото: gov.karelia.ru
Бывший председатель комитета по управлению госимуществом Карелии Денис Косарев. Фото: gov.karelia.ru

Замечу, что прошлогодний план по доходам от приватизации регионального имущества в очередной раз оказался провален. По данным республиканского министерства финансов, доходы от продажи государственных пакетов акций карельских компаний в 2016 году составили чуть более 160 миллионов рублей, хотя правительство Карелии рассчитывало получить от них около 345 миллионов. Причем, даже эти 160 миллионов поступили в региональный бюджет от приватизации госпакета акций банка «Онего», которые были проданы с аукциона в декабре 2015 года! Еще хуже обстояли дела с поступлением доходов от продажи материальных и нематериальных активов республики – плановый показатель к концу прошлого года был выполнен только на 11 процентов и составил всего около 20 миллионов рублей!

Но после смены руководства правительственного комитета, отвечающего за управление государственным имуществом, логичным было бы ожидать ревизию всей деятельности этого ведомства. Тем более что некоторые решения, касавшиеся приватизации региональной собственности, до сих пор вызывают немало вопросов.

Госкомитет Карелии по управлению государственным имуществом. Фото: Валерий Поташов
Госкомитет Карелии по управлению государственным имуществом. Фото: Валерий Поташов

В первую очередь, я бы обратил внимание временно исполняющего обязанности главы Карелии на аукцион по продаже государственного пакета акций ООО «Гостеприимство», назначенный на 13 марта. Напомню, начальная цена на эти акции составляет 22,4 миллиона рублей и установлена «на основании решения комиссии по приватизации государственного имущества Республики Карелия от 29 ноября 2016 года и оценки рыночной стоимости 100 % доли в уставном капитале ООО «Гостеприимство», подготовленного специалистами ГУП РК «Фонд госимущества РК». Однако, как уже сообщала «Черника», в конце прошлого года ООО «Гостеприимство» заказало оценку рыночной стоимости принадлежащего ему гостиничного помещения в самом центре Петрозаводска, и оказалось, что эта стоимость составляет 38,9 миллиона рублей, т.е. на 16,5 миллиона больше той начальной цены, за которую республиканские власти выставили на торги акции самого «Гостеприимства».

ООО "Гостеприимство" владеет бывшей правительственной гостиницей в самом центре Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов
ООО «Гостеприимство» владеет бывшей правительственной гостиницей в самом центре Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов

Не меньше вопросов вызывает и смена руководства акционерной холдинговой компании «Кареллеспром», которая произошла незадолго до отставки экс-губернатора Худилайнена. Отстранение от должности генерального директора холдинга Николая Раскатова состоялось по инициативе второго крупного собственника – управляющей компании «Сегежа групп» и при участии представителей республиканского правительства, которое распоряжается контрольным пакетом акций «Кареллеспрома». В частности, на внеочередном заседании совета директоров холдинга интересы республики представлял все тот же господин Косарев, но он никак не мотивировал позицию правительственных чиновников, поддержавших предложение «Сегежа групп» о смене гендиректора «Кареллеспрома» и назначении на этот пост бывшего министра экономического развития Карелии Олега Арминена, который в прошлом входил в руководство Сегежского ЦБК. А если вспомнить о том, что экс-губернатор Худилайнен предложил приватизировать государственный пакет акций «Кареллеспрома», и одним из наиболее вероятных его покупателей считается «Сегежа групп», то невольно возникнет вопрос, в чьих интересах была смена руководства карельского лесопромышленного холдинга, который только начал получать прибыль – республики или его второго собственника, заинтересованного в расширении своей сырьевой базы?

К слову сказать, бывший губернатор Худилайнен тоже начал с ревизии управленческих решений своего предшественника Андрея Нелидова, который ныне находится под стражей как фигурант уголовного дела о коррупции. Господин Нелидов грезил небезызвестным проектом «Пудожской Ривьеры», в котором предполагалось задействовать лесфонд, арендуемый «Кареллеспромом», но, едва придя к руководству Карелией, Александр Худилайнен поставил на этом проекте крест.