Русскую православную церковь лихорадит. За последний месяц ее потрясли скандалы с несколькими епископами, отстраненными от служения за серьезные нарушения, касающиеся как расходования ими церковных финансов, так и их «веселого» образа жизни. В числе отстраненных оказался костомукшский епископ Игнатий, о котором «Черника» уже рассказывала. Разгорелся церковный скандал и на Урале, где бывший уголовник, а ныне схиигумен отец Сергий Романов поднял настоящий церковный мятеж, заняв со своими сторонниками местный женский монастырь и фактически обвинив руководство РПЦ в предательстве православной веры.
Впрочем, все эти проявления явного неблагополучия в церковной жизни не мешают иерархам РПЦ заниматься привычными делами, среди которых не последнее место занимает переписывание под себя отечественной истории. Вот и карельский митрополит Константин выступил вчера с проповедью, посвященной трагической дате – началу Великой Отечественной войны. В этой проповеди Его Высокопреосвященство сделал много новых интересных исторических «открытий». Так, по словам карельского архиерея, православная идеология противостояла в Великой Отечественной войне «идеологическому сплаву Третьего рейха, состоявшему из научного материализма, древнегерманских языческих верований и тибетской черной магии».
До сих пор считалось, что идеологический сплав Третьего рейха состоял прежде всего из антикоммунизма и антисемитизма и был направлен в первую очередь против коммунистической идеологии и Советского Союза. Именно поэтому крупный немецкий бизнес открыто поддержал нацистскую партию, фактически приведя ее к власти. А затем ведущие державы Запада долгое время не только не мешали, но часто и помогали усиливаться нацистской Германии, мечтая направить ее военную силу на Восток. Поэтому эксперименты отдельных персонажей нацистской элиты с тибетской черной магией либеральный Запад тогда нисколько не волновали. Как, впрочем, долгое время его не задевали и публичные проявления антисемитизма в Германии.
Что же касается православия, то с ним ситуация весьма сложная. Как можно говорить о принципиальном противостоянии православия идеологии Третьего рейха, если на оккупированных территориях нацисты всемерно поддерживали возрождение религиозной жизни? Начальник полиции безопасности в СД Гейдрих еще 2 июля 1941 года издал секретные указания высшим немецким офицерам, касавшиеся политики Германии на территории СССР. Положению Церкви под властью немцев посвящен отдельный параграф, в котором прямо указывалось: «Против устремлений православной церкви распространить свое влияние на массы ничего не предпринимать». И какое же тут противостояние, о котором говорит митрополит Кирилл? При оккупантах были открыты тысячи церквей и немало представителей РПЦ, включая высших иерархов, перешли на сторону нацистов.
Оккупанты требовали, чтобы каждая газета или журнал на оккупированной территории имели религиозную рубрику. Для большей убедительности материалы о «религиозном возрождении в освобожденной Германией России» часто сопровождались сериями фотографий, их немало можно найти в интернете. Со страниц печати священники, сотрудничавшие с оккупантами, неоднократно выступали с призывами к населению о необходимости всячески содействовать германским властям. К примеру, в 1943 году вышло несколько листовок за подписью смоленского епископа Стефана. В них он призывал партизан сложить оружие и сдаться, в противном случае, грозя тем, что «Божья кара, которая скоро вас постигнет, будет страшной».
Митрополит Константин не хочет прокомментировать эти факты?
Да, никто не спорит, было много и других примеров, было обращение митрополита Сергия и построенная на средства церкви танковая колонна «Дмитрий Донской», были батюшки-партизаны и подвиг лауреата Сталинской премии архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Но все эти факты как раз свидетельствуют о том, что внутри РПЦ в годы войны произошел серьезный раскол, о котором нынешнее руководство РПЦ предпочитает помалкивать.
Также в своей проповеди митрополит Константин особо отметил заступничество за Россию ее последнего императора Николая Второго: «В результате предательства военного генералитета по масонскому заговору он был арестован, отстранен от власти, была запущена ложь, что сам бесстрашный царь, который в 1915 году сам принял почти развалившуюся армию на себя, и все эти годы находился на передовой, что этот бесстрашный царь отрекся сам – с какой стати? – от престола. Это была запущена ложь, чтобы не было всенародного бунта, что он уходит. И мы глубоко верим, что вот этот главнокомандующий Русской армией, которая вела победоносную войну с Германией, и он тоже предстательствовал за нас в сонме всех святых, в земле Русской просиявших, в войне уже с фашистской Германией» .
Честно сказать, мне очень трудно представить, как расстрелянный в 1918 году гражданин Николай Романов, вошедший в историю России как царь Николай Кровавый, мог помочь своей стране в 1941-1945 годах. Почему же он не мог ничем помочь ей в 1904-1905 годах, когда Российская империя совершенно позорно проиграла войну еще довольно слабой азиатской державе, чьи ресурсы были в несколько раз меньше наших? А Первую мировую войну православная империя Романовых — Голштейн — Готторпов просто не выдержала, и зловредные масоны тут не играли никакой серьезной роли.
Зато потом появилось новое государство, идеологией которого был тот самый научный материализм, упоминаемый митрополитом Константином в нехорошем контексте. И это атеистическое государство, Советский Союз, новую, более страшную войну выиграло. Рабоче-крестьянская Красная Армия, в которой не было полковых православных батюшек, зато были комиссары-безбожники, завершила ее в Берлине, Вене и Порт-Артуре.
Русская православная церковь, конечно, может гордиться этой Победой. Никто такого не запрещает. А вот приватизировать ее в своих корыстных идеологических целях – извините, это уже слишком…