Александр Степанов

Александр Степанов

Журналист и блогер. Успел побывать - рабочим нижнего склада Олонецкого леспромхоза, солдатом Группы советских войск в Германии, машинистом котельной, учителем истории, корреспондентом газеты "Олония", помощником депутата Жореса Алферова, депутатом Законодательного Собрания Карелии двух созывов.

Вчера патриарх Кирилл отстранил архиерея Костомукшской епархии Игнатия от церковного управления. Такое же наказание постигло епископа Армавирского и Лабинского Игнатия. Двух Игнатиев обвиняют в церковных правонарушениях, «несовместимых с дальнейшим управлением епархией». Рассмотрение обвинений против них передано в Высший общецерковный суд.

Патриархия отказалась раскрыть причину таких жестких кадровых решений, нет пока информации и на сайте Карельской митрополии. Впрочем, многие СМИ вспомнили старое дорожно-транспортное происшествие 2015 года с участием костомукшского епископа, когда он не справился с управлением автомобилем Land Cruiser, стоимостью более 4 миллионов рублей, в результате чего пассажирка внедорожника получила серьезные травмы позвоночника. Тогда Игнатий два дня избегал встреч с полицией, причем тест на наличие алкоголя в его крови так и не был проведен. Ответственности он избежал.

Епископ Игнатий и губернатор Артур Парфенчиков. Фото: 64-я параллель онлайн 

Однако эта давняя история совершенно точно не имеет никакого отношения к нынешнему громкому отстранению. Как сообщают некоторые федеральные СМИ, например, сайт CredoPress, сообщение о грядущем церковном суде для епископов было опубликовано на фоне появившихся в сети откровенных фотографий. На снимки обратил внимание в своем блоге и недавно запрещенный в служении за критику московского протоиерея диакон Андрей Кураев. А телеграм-канал Церквач, на который также ссылались некоторые СМИ и блогеры, сообщил, что нравственный облик епископов в последнее время  «обсуждали в околоцерковных интернет-курилках. Против Игнатиев работала слаженная команда. Обвинения сводились в основном к пьянству и нетрадиционной сексуальной ориентации клиентов общецерковного суда… Оба Игнатия — типичный продукт периода «разукрупнения епархий», начавшегося в 2011 году. Тогда десятки клириков с сомнительной репутацией стали епископами, потому что надо было кого-то назначать во вновь образованные епархии. Отстранение епископа лично патриархом, без участия Синода — новое слово в церковном праве».

Стоит отметить, что еще позавчера костомукшский епископ успел совершить службу, большая часть которой была посвящена тому, что от подобных нападок недоброжелателей в интернете следует защищаться, в том числе и в суде. По его словам, он уже обратился в следственный комитет за защитой чести и достоинства. Дело в том, что некий человек, назвавший себя бывшим служителем в костомукшской церкви, разместил в одном из пабликов весьма шокирующий пост о безобразиях, якобы происходивших в местной епархии. Но судя по жесткой реакции Кирилла, у этого человека или тех, кто за ним стоял, оказались кое-какие доказательства.

Кроме того, сообщается, что в отношении обоих архиереев появлялись жалобы на проблемы в управлении епархиями. Якобы епископы притесняли уважаемых верующими священников и требовали с приходов чрезмерных отчислений в свою пользу.

Между тем жители Костомукши также оставляют нелицеприятные отзывы о деятельности православного духовенства в своем городе:

«Какая-то странная текучка духовенства наблюдается в нашей епархии при владыке».

«С ужасом вспоминаю крещение сына, батюшка не знает толком молитв, каждые 5 минут запинается, перескакивает и возвращается к тексту. Свечи на купели не зажгли, но благополучно продавщицей с лавки вернулись в ящик со свечами на продажу. Записать имя на помин 15 рублей, а раньше был 1 рубль».

«Я тоже советую не крестить в нашей церкви. У меня четыре внука, троих мы крестили еще когда там не правил владыка и были очень довольны. Но вот последнее крещение вызвало столько возмущения, что порой кажется, что это не таинство, а просто фарс. Эти так называемые священники просто хотят срубить с нас как можно больше, даже не стесняясь».

«Я не знаю, правда, не правда? Верить в это, не верить? Но наша костомукшская церковь очень изменилась, к сожалению, и не в хорошую сторону! Раньше ходила туда, а сейчас даже зайти свечи купить желания нет».

Какой вывод можно сделать из всей этой громкой истории? С одной стороны, она должна по сути своей являться исключительно внутренним делом Русской православной церкви и ее паствы. Ведь если даже все обвинения против епископов подтвердятся – никаких законов Российской Федерации, являющейся по Конституции светским государством, епископы, видимо, не нарушали. С другой стороны, если говорить о принципах и идеологии церкви, то тут не все так просто. Нынешняя РПЦ слишком на многое претендует в современном российском обществе, чтобы оставлять без внимания такие случаи.

Напомним, что карельская митрополия под руководством митрополита Константина, составной частью которой является Костомукшская епархия, в последнее время ведет активную общественную и экономическую деятельность. С участием ее иерархов, в том числе епископа Игнатия, проходили различные мероприятия в высших учебных заведениях.

Руководство митрополии активно высказывается на различные темы нашей истории, чего стоит фраза про то, что «нарушение клятв, отступничество от Бога привело к неисчислимым людским и материальным потерям во время Второй мировой войны…». То есть, по мнению иерархов церкви, это не политика нацизма виновата в неисчислимых людских потерях нашего народа в годы войны, не конкретные фашисты, а сам русский народ? Так выходит? Оригинальное, мягко выражаясь, мнение. А объявление Маркса, Энгельса и Ленина явными или тайными сатанистами можно даже и не комментировать. К этому можно добавить удачные и не очень попытки получить от государства разного рода недвижимость, в том числе в центре Петрозаводска.

Причем вся эта деятельность осуществляется при всемерной поддержке губернатора Артура Парфенчикова и министров карельского правительства. Которые считают, что таким образом иерархами РПЦ проводится работа по «духовно-нравственному развитию республики». Или вносится «большой вклад в воспитание молодежи».

Да уж, «вклад» хоть куда… Придется иерархам церкви, непонятно с чего решившим, что у них есть монополия на обладание этой самой духовностью и нравственностью, ныне напомнить некоторые библейские истины:

«Как же ты, уча другого, не учишь себя? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Ненавидя идолов, грабишь храмы? Хвалишься законом, а Бога бесчестишь, преступая закон?»

И, конечно, всем известное:

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего…»