Вчера патриарх Кирилл отстранил архиерея Костомукшской епархии Игнатия от церковного управления. Такое же наказание постигло епископа Армавирского и Лабинского Игнатия. Двух Игнатиев обвиняют в церковных правонарушениях, «несовместимых с дальнейшим управлением епархией». Рассмотрение обвинений против них передано в Высший общецерковный суд.

Патриархия отказалась раскрыть причину таких жестких кадровых решений, нет пока информации и на сайте Карельской митрополии. Впрочем, многие СМИ вспомнили старое дорожно-транспортное происшествие 2015 года с участием костомукшского епископа, когда он не справился с управлением автомобилем Land Cruiser, стоимостью более 4 миллионов рублей, в результате чего пассажирка внедорожника получила серьезные травмы позвоночника. Тогда Игнатий два дня избегал встреч с полицией, причем тест на наличие алкоголя в его крови так и не был проведен. Ответственности он избежал.

Епископ Игнатий и губернатор Артур Парфенчиков. Фото: 64-я параллель онлайн 

Однако эта давняя история совершенно точно не имеет никакого отношения к нынешнему громкому отстранению. Как сообщают некоторые федеральные СМИ, например, сайт CredoPress, сообщение о грядущем церковном суде для епископов было опубликовано на фоне появившихся в сети откровенных фотографий. На снимки обратил внимание в своем блоге и недавно запрещенный в служении за критику московского протоиерея диакон Андрей Кураев. А телеграм-канал Церквач, на который также ссылались некоторые СМИ и блогеры, сообщил, что нравственный облик епископов в последнее время  «обсуждали в околоцерковных интернет-курилках. Против Игнатиев работала слаженная команда. Обвинения сводились в основном к пьянству и нетрадиционной сексуальной ориентации клиентов общецерковного суда… Оба Игнатия — типичный продукт периода «разукрупнения епархий», начавшегося в 2011 году. Тогда десятки клириков с сомнительной репутацией стали епископами, потому что надо было кого-то назначать во вновь образованные епархии. Отстранение епископа лично патриархом, без участия Синода — новое слово в церковном праве».

Стоит отметить, что еще позавчера костомукшский епископ успел совершить службу, большая часть которой была посвящена тому, что от подобных нападок недоброжелателей в интернете следует защищаться, в том числе и в суде. По его словам, он уже обратился в следственный комитет за защитой чести и достоинства. Дело в том, что некий человек, назвавший себя бывшим служителем в костомукшской церкви, разместил в одном из пабликов весьма шокирующий пост о безобразиях, якобы происходивших в местной епархии. Но судя по жесткой реакции Кирилла, у этого человека или тех, кто за ним стоял, оказались кое-какие доказательства.

Кроме того, сообщается, что в отношении обоих архиереев появлялись жалобы на проблемы в управлении епархиями. Якобы епископы притесняли уважаемых верующими священников и требовали с приходов чрезмерных отчислений в свою пользу.

Между тем жители Костомукши также оставляют нелицеприятные отзывы о деятельности православного духовенства в своем городе:

«Какая-то странная текучка духовенства наблюдается в нашей епархии при владыке».

«С ужасом вспоминаю крещение сына, батюшка не знает толком молитв, каждые 5 минут запинается, перескакивает и возвращается к тексту. Свечи на купели не зажгли, но благополучно продавщицей с лавки вернулись в ящик со свечами на продажу. Записать имя на помин 15 рублей, а раньше был 1 рубль».

«Я тоже советую не крестить в нашей церкви. У меня четыре внука, троих мы крестили еще когда там не правил владыка и были очень довольны. Но вот последнее крещение вызвало столько возмущения, что порой кажется, что это не таинство, а просто фарс. Эти так называемые священники просто хотят срубить с нас как можно больше, даже не стесняясь».

«Я не знаю, правда, не правда? Верить в это, не верить? Но наша костомукшская церковь очень изменилась, к сожалению, и не в хорошую сторону! Раньше ходила туда, а сейчас даже зайти свечи купить желания нет».

Какой вывод можно сделать из всей этой громкой истории? С одной стороны, она должна по сути своей являться исключительно внутренним делом Русской православной церкви и ее паствы. Ведь если даже все обвинения против епископов подтвердятся – никаких законов Российской Федерации, являющейся по Конституции светским государством, епископы, видимо, не нарушали. С другой стороны, если говорить о принципах и идеологии церкви, то тут не все так просто. Нынешняя РПЦ слишком на многое претендует в современном российском обществе, чтобы оставлять без внимания такие случаи.

Напомним, что карельская митрополия под руководством митрополита Константина, составной частью которой является Костомукшская епархия, в последнее время ведет активную общественную и экономическую деятельность. С участием ее иерархов, в том числе епископа Игнатия, проходили различные мероприятия в высших учебных заведениях.

Руководство митрополии активно высказывается на различные темы нашей истории, чего стоит фраза про то, что «нарушение клятв, отступничество от Бога привело к неисчислимым людским и материальным потерям во время Второй мировой войны…». То есть, по мнению иерархов церкви, это не политика нацизма виновата в неисчислимых людских потерях нашего народа в годы войны, не конкретные фашисты, а сам русский народ? Так выходит? Оригинальное, мягко выражаясь, мнение. А объявление Маркса, Энгельса и Ленина явными или тайными сатанистами можно даже и не комментировать. К этому можно добавить удачные и не очень попытки получить от государства разного рода недвижимость, в том числе в центре Петрозаводска.

Причем вся эта деятельность осуществляется при всемерной поддержке губернатора Артура Парфенчикова и министров карельского правительства. Которые считают, что таким образом иерархами РПЦ проводится работа по «духовно-нравственному развитию республики». Или вносится «большой вклад в воспитание молодежи».

Да уж, «вклад» хоть куда… Придется иерархам церкви, непонятно с чего решившим, что у них есть монополия на обладание этой самой духовностью и нравственностью, ныне напомнить некоторые библейские истины:

«Как же ты, уча другого, не учишь себя? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Ненавидя идолов, грабишь храмы? Хвалишься законом, а Бога бесчестишь, преступая закон?»

И, конечно, всем известное:

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего…»