Дом окнами в вечность, или как общественность Заонежья показала пример любви к малой родине

0
1094

«Нигде я не видывал таких крепких домов, развернутых, как фрегаты, носом, то есть фасадом, к воде, как на берегах Онего», – с этих слов из интервью польского писателя Мариуша Вилька захотелось начать рассказ о замечательном народном проекте, одна из творческих площадок которого была организована в Доме Кирьянова, принадлежащем Мариушу Вильку в деревне Кондобережская Великогубского сельского поселения.

Больше года назад активисты из Великой Губы под руководством директора сельского Дома культуры, а по-новому Центра услуг Ольги Осиповой и специалиста по проектной деятельности Натальи Вильк подали заявку на участие в российском конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел».

Умение «вести дом» — традиция жителей Заонежья

– Наша идея была основана на этнокультурных традициях жителей Заонежья, в частности, на умении «вести дом» – шить, ткать, стряпать, поэтому и назван проект по известной пословице «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». В Заонежье гостя первым делом от души накормят – это исконное правило коренного русского населения, гостеприимство – наш «конек», – рассказывает Ольга Осипова. – Главным условием организаторов конкурса, а это известный всероссийский фонд, было широкое привлечение местных жителей. У нас в поселении народ активный, поэтому помощников и участников оказалось предостаточно. Целый год вместе мы собирали рецепты традиционных заонежских кушаний и пирогов, учились сами их готовить и теперь можем достойно встретить гостей не только в своей избе, но и туристов удивить-побаловать.

Заонежская выпечка

Заонежье давно привлекает к себе путешественников – и сорок, и пятьдесят лет назад от деревни к деревне с рюкзаками за спиной шагали в поисках русской экзотики жители крупных городов. Добравшись под вечер до очередного жилья, а, как правило, это были похожие на терема (или, по Вильку, «фрегаты») крестьянские избы, интеллигентные «дикари» стучались в дверь и вежливо просились на ночлег. Из летнего деревенского детства мне помнятся такие поздние визитеры – их всегда пускали в свободную комнату (благо в доме их было с лихвой) и кормили всем, что хранили прохладные сени. Простоквашей и молоком, наваристыми щами или ушицей, ржаными калитками, рыбниками или налетушками (это если гостям повезло, и они пришли в избу в тот день, когда была свежая стряпня – иначе вся вкуснятина быстро сметалась разросшейся на летние каникулы семьей). Взамен мы получали столичные сладости и долгие безумно интересные беседы о Москве или Ленинграде, а порой становились свидетелями рассуждений о несправедливом отношение к русской деревне, которая гибнет на глазах, и к памятникам архитектуры, которые спасать пора…

Заонежье давно привлекает к себе путешественников

В 2000-х у региональной власти было несколько попыток превратить Заонежье в привлекательный для туристов маршрут и снова заманить сюда путешественников. В чиновничьих кабинетах минэкономики Карелии даже придумали проект с неблагозвучным названием «кластер», где надежды возлагались на предприимчивость местного населения, однако дело так и не пошло – идея идеей, но откуда у крестьян ресурсы?

Проект с участием жителей Великогубского поселения, которое включает в себя Кижские шхеры с всемирно известными памятниками деревянной архитектуры, стал не первым реализованным всем миром, но самым масштабным, пожалуй. В него вошли три площадки: первая – «Заонежская чайная», которую открыли в Доме культуры Великой Губы – как раз здесь собирались рецепты местной кухни, заонежане пекли-стряпали.

Заонежская чайная

Для этих целей на средства проекта закупили оборудование, включая современные электропечи. Вторая площадка – швейная мастерская также расположилась в досуговом центре, где установлены ткацкий станок и несколько швейных машин. Оказалось, что местные жительницы с удовольствием занимаются рукоделием, в том числе освоили шитье национальных костюмов для праздников и выступлений. Эти две площадки стали настоящей находкой для местной школы – благодаря им появилась возможность воскресить уроки трудового воспитания для девочек.

Самым сложным оказалось найти дом с настоящей русской печью, где в аутентичной обстановке – на третьей площадке проекта – должно было происходить главное действо, подтверждающее пословицу «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». Сначала организаторы договорились с хозяевами старинного дома в центре Великой Губы и выкупили одну из комнат с печкой, но дальнейшие переговоры с владельцами зашли в тупик, ремонт застопорился, дом все больше приходит в упадок…

Самым сложным оказалось найти дом с настоящей русской печью. Фото: Татьяна Смирнова

Тогда решили организовать работу в доме Кирьяновых в деревне Кондобережская в четырех километрах от Великой Губы. Здесь 14 июля и состоялась презентация третьей творческой площадки проекта «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». Мне повезло попасть в эти неблизкие края в тот самый день и заглянуть «за кулисы» праздника – наблюдать его подготовку.

Стояла невероятная июльская жара, но во дворе и на обоих этажах огромного крестьянского дома царила атмосфера большой крестьянской семьи. Мне снова вспомнилось летнее деревенское детство. В печи на первом этаже жаром пылал огонь – здесь хозяйки запекали только что выловленную и пожертвованную на праздник космозерским фермером форель, а в печи поменьше на втором этаже в огромном чугуне томились щи да каша. На длинном столе ждали едоков тарелки с застывающим традиционным киселем, рядом женщины шинковали салаты…

По этажам бегали босоногие ребятишки, выпрашивая у родителей разрешения искупаться. В просторной комнате с окнами на онежские просторы, где стены от пола до потолка уставлены книгами (не трудно догадаться, что это кабинет писателя Вилька), не было ни души – только пушистая кошка дремала на старинном, послужившем не одному поколению письменном столе. Хозяйка дома Наталья Вильк рассказала, что ее муж приобрел этот памятник архитектуры в 2001 году, чтобы написать книгу о русской деревне. Творческая задача писателя была выполнена, и большую часть времени дом стоял нежилой.

– Дом Кирьяновых – один из немногих уцелевших в Заонежье памятник архитектуры начала XX века, был построен в 1911 году семьей жителей деревни Кондобережская, – рассказала мне Наталья. – Деньги на строительство заработал один из сыновей главы семейства, имевший в Санкт-Петербурге торговую лавку. Это типичный Заонежья дом, в котором жила одна семья, состоящая, как правило, из трех поколений домочадцев. В нем есть мансарда, а сам дом состоит из четырех больших изб или фатер по-заонежски, правда, сохранилась только его жилая часть с тремя русскими печами – благодаря проекту нам удалось полностью восстановить разрушенную печь на втором этаже.

По словам Натальи Вильк, дом уникален тем, что пережив все перипетии новейшей истории России, сохранился в хорошем состоянии, не утратив своего первозданного вида. Когда-то тут располагалось правление колхоза с общей конюшней, во время войны в доме жил финский лесопромышленник, затем в нем работали курсы машинно-тракторной станции (МТС), располагалась школа (жители окрестных деревень рассказывают, какое впечатление производил на них дом в детстве своими размерами), в семидесятые годы в дом вернулся один из наследников семьи Кирьяновых – выращивать картошку и садовые ягоды. Теперь дом включен в общую программу АНО «Заонежская изба» по сохранению историко-культурного наследия территории и открыт для общества круглый год. Разработаны две экскурсионные программы: «Русская печка-царица дома» и «История одного дома», так что туристы здесь – не редкость.

От внимания дом словно помолодел. Его «ровесники» ветшают и рушатся, а здесь кипит жизнь: на средства проекта были организованы курсы печного дела и отремонтирована вся печная система, волонтеры Великогубского филиала Медвежьегорского психоневрологического интерната помогли покрасить печи и вернуть им старинный вид. Участниками «Творческой лаборатории в доме Кирьяновых» создан цикл видеосюжетов о русской печи и заонежской кухне.

Будущее села и окрестных деревень – это местные дети. Им в проекте отвели самую важную роль и дали возможность прокатиться на «машине времени» – предложили почувствовать себя жителями досюльней России. 14 июля в Доме Кирьяновых состоялась презентация фотовыставки «Бытовые и промысловые занятия заонежан» – совместного проекта АНО «Заонежская изба» и Великогубской школы. Ее авторы и участники – воспитанники летнего школьного лагеря, который проходил в июне параллельно с этнографическим лагерем «Потешки», нацеленным на сохранение и популяризацию традиционной культуры заонежан. Фотосессии увлекли детей, они быстро вживались в роль, с увлечением готовили блюда занежской кухни, учились косить траву, ходить с коромыслом, рубить дрова, выполнять привычную крестьянскую работу.

– На фотографиях ребята выглядят как их сверстники сто лет назад, – говорит Наталья Вильк. – Работа принесла много положительных эмоций, заинтересовала детей своим необычным подходом к изучению традиций родного края и в дальнейшем будет продолжена. В сентябре выставку планируется разместить в здании Великогубской школы. Мы благодарны творческой группе, воплотившей эту идею – фотографу Анне Матасовой, дизайнерам выставки Наталье Авериной и Ольге Сапуновой, руководителю школьного лагеря Юлии Карпиной.

На праздник привез свои картины самодеятельный художник из Великой Губы Анатолий Хухряков, который когда-то учился в размещавшейся в доме Кирьяновых школе. Сейчас ему за 80 лет, но память живо воспроизводит истории из детства, имена и фамилии одноклассников и педагогов…

Так как праздник проходил в доме, то и его атмосфера была домашней. По русской традиции – прежде чем гостя расспросить – надо его накормить-напоить. Перед домом, на самом берегу Онего установили столы с разнообразными заонежскими угощениями – никто не ушел голодным. И веселья – песен, хороводов и развлечений – хватило на всех…

– В деревне Кондобрежская сохранилась легенда о мужике Ржаное брюхо, который так любил великогубские калачи, что по дороге домой успевал съесть три калача, а великогубский калач по своим размерам был побольше известного коломенского и пекли его из кислого ржаного теста. Мужик Ржаное брюхо стал частью праздника, а калачи испекли на Великогубской пекарне под руководством Елены Анухиной, – рассказала Ольга Осипова.

– Жители Великогубского поселения в последнее время очень активизировались, работа по сохранению наших традиций стала более серьезной и вдумчивой благодаря заинтересованным людям – Ольге Осиповой и Наталье Вильк, – говорит жительница Космозера, председатель КРОО «Заонежье», автор проекта «Федосовские чтения» Валентина Сукотова. – Нас поддерживает и всегда во всех делах с народом глава Великогубского поселения Александр Федотов, мы очень ценим такое

отношение к обществу, ведь подобные проекты объединяют людей. Еще отмечу, что у нас потихоньку растет число волонтеров, которые готовы работать безвозмездно. В традициях Заонежья так было всегда – люди сами создавали праздник: на Петров день гуляли в Космозере, на Успенье – в Селецкой, и так дальше. Возьмут гармошку или балалайку и вот уже веселье. Первым нашим удачным общественным проектом стала «Заонежская кадриль» – народ от мала до велика охотно учился фигурам кадрили и теперь залихватски пляшет на праздниках. И еще хочется отметить большую поддержку музея Кижи – это наш первый помощник.

Такое случается крайне редко, но вот случилось – недавно практически стертым с карты Карелии старинным поселениям Кондобережской, Сибово и Усть-Яндоме, которые находятся на материковой части Заонежья по пути к Кижам, вернули статус деревень. Можно сказать, праздник в Доме Кирьяновых – это еще и гулянье в честь такого незаурядного события. По словам главы поселения Александра Федотова, правительственный нормативный акт уже подписан. Конечно, у администрации Великогубского поселения добавится хлопот, но возвращение к жизни русских деревень 16-17 веков с сохранившимися бесценными памятниками архитектуры – это большая радость. Скоро на въезде в деревни установят таблички с названиями возрожденных деревень…

Фото: Татьяна Смирнова и  со страницы В Контакте Заонежская изба село Великая губа