Выборы главы Карелии, которых не было пятнадцать лет, могут пройти по новому закону, разработанному Центральной избирательной комиссией республики. ЦИК внесла его проект на рассмотрение карельского парламента уже после отставки прежнего губернатора Александра Худилайнена, и, по всей видимости, его преемнику на этом посту Артуру Парфенчикову придется опробовать предложенные электоральные нормы на собственном опыте.

В самой ЦИК необходимость принятия нового закона о выборах главы республики объясняют значительными изменениями федерального законодательства, произошедшими с 2012 года, когда население Карелии вместе с правом избирать своего руководителя региона получило от Кремля последнего губернатора-назначенца. Правда, это право до сих пор остается номинальным, поскольку действующий закон о выборах главы республики не дает никакой возможности жителям Карелии выдвинуть на пост высшего должностного лица независимого кандидата: такой возможностью обладают лишь политические партии и их региональные отделения.

Кроме того, жесткий «муниципальный фильтр» лишает карельскую оппозицию малейших шансов зарегистрировать своего выдвиженца: претенденту на пост главы республики необходимо заручиться поддержкой 7 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов или избранных руководителей муниципальных районов и городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов Карелии. Пройти через такой фильтр в условиях почти полного контроля «единороссами» местного самоуправления республики кандидату от оппозиционной партии попросту невозможно.

ЦИК Карелии. Фото: Валерий Поташов
ЦИК Карелии. Фото: Валерий Поташов

Однако в Центральной избирательной комиссии Карелии не стали снижать порог муниципальной поддержки до 5%, хотя такая возможность предусмотрена федеральным законодательством, зато авторы законопроекта предложили ввести на выборах главы республики открепительные удостоверения в случае совмещения дня голосования с днем голосования на выборах в федеральные органы власти. Этот документ позволяет избирателю проголосовать на выборах на любом участке вместо того, к которому он приписан по месту жительства, но, как считают некоторые эксперты, институт открепительных удостоверений создает почву для фальсификаций результатов голосования.

Кроме того, ЦИК Карелии предложила ввести аккредитацию журналистов, освещающих ход выборов главы республики и подсчет голосов избирателей. Как и во время последней «думской» кампании, на аккредитацию могут рассчитывать только штатные сотрудники СМИ, принятые на работу не менее чем за два месяца до официального назначения даты выборов.

По большому счету, на этом принципиальная новизна электоральных норм, предложенных Центральной избирательной комиссией Карелии к предстоящим выборам главы республики, и заканчивается. Декоративность изменений выборного законодательства в республике мало чем отличается от декоративности самих региональных выборов.