Сегодня мы публикуем письмо петрозаводского преподавателя Евгения Михеева, в котором он размышляет о последствиях недавних несанкционированных акций 23 января и 31 января.
Заставь дурака богу молиться он и лоб расшибет, гласит народная мудрость. И практика блестяще подтверждает эти крылатые слова. В связи с прошедшими несанкционированными митингами власти внезапно обеспокоились тем фактом, что на них было много молодежи, в том числе и несовершеннолетней. Поэтому во многие учебные заведения Карелии поступили руководящие указания о том, что необходимо проводить соответствующую антимитинговую деятельность.
Первой ласточкой стали «указивки», призывающие родителей занять своих детей спортом. Правда, почему-то помещались они в группы «ВКонтакте», в которых состоят преподаватели и студенты. Кураторам студенческих групп, которых по школьной традиции все равно называют классными руководителями, прислали указания поговорить со студентами и убедить их никуда не ходить.
Однако креативность министерского начальства так просто не остановить и, в соответствии с современными веяниями, оно провело модный сейчас вебинар. Прежде чем перейти к его содержанию, нужно сделать важное замечание. Всех учащихся учебных заведений, от школьников до студентов старших курсов, руководство Министерства образования причисляет не просто к несовершеннолетним, но и к несмышленым. Безусловно, благодаря деградации системы многие представители молодежи не блещут образованностью и логикой. Однако господа из Минобраза в принципе отказывают им в субъектности, то есть в праве быть самостоятельными. Более того, они отказывают в гражданских правах и учителям.
Конечно, «главный оппозиционер всея Руси» не вызывает никакого сочувствия, как и его штатные сторонники. Но митинги митингам рознь, и не в силах Минобраза остановить общественную практику, которая рано или поздно приведет молодёжь к политической активности и отстаиванию своих коренных интересов. Поэтому призыв «дети вне политики», брошенный властью, лицемерен. Политика пронизывает все общество и отражается в том числе и на самых юных гражданах.
Теперь рассмотрим содержание министерского «вебинара» подробнее. Итак, чиновники обеспокоены что «дети участвуют в политике», и призывают на помощь сотрудников учебных заведений. Как же должны действовать педагоги в новых условиях? Начальство сразу «зашло с козырей», призвав преподавателей в новых условиях действовать мягко и нежно, чтобы не вызвать у детей неприятия и агрессии. Сам совет вполне логичный, однако последующие рекомендации делают его не то чтобы бесполезным, а попросту невозможным. Возможно, вы подумаете, что педагогов попросили разъяснить детям политическую обстановку, разобрать программу оппозиции, призвать к гражданской сознательности, на худой конец обвинить оппозицию в работе на иностранные спецслужбы?
Нет, преподавателей призвали нежно и осторожно запугивать своих учеников. Мягко и нежно напомнить ребятам о том, что за участие в несанкционированных (да и вообще всех антиправительственных акциях) бывает административная и даже уголовная ответственность. Также потребовали объяснить, что ответственность наступает за неподчинение требованиям сотрудников полиции (в данном случае мы вдохновляемся примером демократических США, где полицейские регулярно убивают людей за неподчинение требованиям). Более того, педагогам предложили напомнить об ответственности родителей и больших штрафах, которые они должны будут заплатить за свое чадо в случае его задержания.
Однако этим перечень предполагаемых кар не ограничился. Также в качестве наказания может последовать исключение из учебного заведения. И последнее новшество — это проблемы при устройстве на работу. Так как высокое начальство утверждало, что все факты задержаний и прочего станут одним из факторов, который не даст устроиться не только на госслужбу, но и вообще на любую высокооплачиваемую работу. Получается, всем предпринимателям доступна база данных МВД, по которой они могут пробить будущего сотрудника? Просто-таки симфония государства и капитала, настоящий «третий путь» по заветам философа Ильина или, по крайней мере, дореволюционная Российская империя, где увольнение с «волчьим билетом» было в порядке вещей.
От преподавателей тоже потребовали, чтобы они не смели не выражать никакой политической позиции. К счастью, министерство не додумалось запретить учителям иметь политическую позицию вообще, а милостиво разрешило оставлять её для домашних и близких друзей, лишь запретив демонстрировать её ученикам. В случае если ученики приступят к учителю с вопросами о текущей политической ситуации, то ему настоятельно рекомендуется уходить от ответов.
Итак, мы видим здесь классическое «держать и не пущать». Ставка сделана на банальное запугивание и апелляцию к исключительно личным или сиюминутным интересам юного гражданина. Более того, учителю предлагают не иметь политической позиции и быть говорящим автоматом, который будет уходить от прямых вопросов. Что случится с авторитетом учителя в таком случае – просто умалчивается. При этом пропагандисты буржуазного государства фактически расписались в собственном бессилии, они не в состоянии предложить ничего молодежи, а только пытаются припугнуть и предложить поиграть на компьютере.
Особенно ярко смотрятся эти предложения на фоне недавних указаний министерства о том, что отныне учебные заведения должны нести воспитательную функцию. По этим указаниям учеников надлежит воспитывать в духе «традиционных общечеловеческих ценностей». Какого века традиционные ценности имеются в виду, как всегда, не упоминается. Затем всех преподавателей истории и литературы призвали провести Уроки мужества, которые были призваны показать на примерах современных героев, что необходимо задуматься о судьбах Родины и не быть равнодушным, видя зло. Таким образом можно видеть, что в чиновном экстазе начальство позабыло о собственных «указивках», выданных не так уж давно.
В общем мы видим общую деградацию в области пропаганды, а ведь процессы в надстройке — это отражение проблем в базисе. Одна группа «элиты», ныне господствующая, вполне сознает, что ничем не отличается от другой, поэтому даже не пытается объясниться с обозленным населением, полагаясь лишь на силу. С другой стороны, сторонники либеральной «оппозиции» радостно кричат и показывают пальцами на промахи властей, не осознавая, что их лидеры абсолютно такие же, и взобравшись на престол, построят точно такие же дворцы, как и сегодняшние, и будут защищать их теми же дубинками…
Остается только призвать всю учащуюся молодежь, которая скоро пополнит ряды не «элиты», а трудящихся, думать своей головой».