Под нажимом правительства республики глава администрации Кондопожского района Виталий Садовников намерен снизить численность муниципальных служащих с 73 штатных единиц (66 заполнено) до 43 и сэкономить только на первом этапе оптимизации более 20 миллионов рублей. Правда, с оговоркой: экономический эффект почувствуется только через год. Об этом шла речь на объединенной депутатской комиссии и сессии районного Совета 2 марта.

Два года впустую

Администрация Кондопожского района разработала «Дорожную карту по сокращению должностей муниципальной службы в 2021 году» и представила ее на суд депутатов райсовета 2 марта. Откуда у главы администрации Кондопожского района вдруг такое рвение? Он назначен на должность в сентябре 2018 года, и уже тогда депутаты районного Совета говорили о необходимости оптимизации муниципальных служащих. Однако глава не внял советам и принял на работу заместителей по экономике и социальным вопросам, зато бодро отчитался об объединении районной и городской администраций.

Какой экономический эффект от этого получился, общественность так и не узнала. Один пшик, сопровождаемый, как водится, рассуждениями об общей пользе. В так называемый 3-летний переходный период после объединения администраций, то есть до 1 января 2022 года, администрации разрешалось «входить в новые нормативы». И она с удовольствием это делала, отключившись от реальности, которая диктовала постепенное и планомерное уменьшение муниципальных служащих. Тем более что в республике уже давно научились выводить сотрудников за штат, якобы уменьшая отряд чиновников, а на самом деле переводя их в новые создаваемые бюджетные учреждения. Например, МУ «Управление образованием…» (вместо отделов при администрациях) работают в Петрозаводске, Сегеже, Калевале, Медвежьегорске.

В то время как оптимизация по-живому резала социальную сферу района, в администрации Кондопожского района было тихо. Отдел экономики под руководством Натальи Бариновой находил все новые и новые способы для оздоровления муниципальных финансов, которые касались в основном образования. Причем экономическая мысль в заданном направлении била так сильно, что долготерпение учителей и воспитателей в конце концов должно было закончиться, они пошли в суды и стали выражать свое несогласие с политикой учредителя публично. Тем более что никакого эффекта бесконечное «оптимизационное» издевательство над коллективами педагогов так и не дало, денег как не хватало, так и не хватает.

Между тем продолжающиеся «реорганизационные мероприятия» в МДОУ № 20 «Колосок» усиливают социальную напряженность в городе, администрация упорно настаивает на том, что коллектив детского сада слишком велик, круша и ломая систему дошкольного образования района. Также администрация не может смириться с решением суда, которым отменено ее решение о снижении в два раза надбавок за категорию для учителей, поэтому издает новое постановление, в котором как бы рекомендует директорам пойти по этому пути «самостоятельно». Эту бы энергию муниципальных служащих да в мирное русло, и ведь не устанут воевать с педагогами района!

Еще в октябре 2020 года депутаты поручили администрации на себя оборотиться и разработать дорожную карту оптимизации численности муниципальных служащих. Спустя 4 месяца она наконец появилась. Глава района Татьяна Иванихина попеняла Виталию Садовникову на то, что «администрация проспала» и при большей расторопности оптимизацию можно было бы проводить уже с 1 марта. Однако почему же депутаты 4 месяца молчали? Почему исполнительная власть района не отреагировала на рекомендацию народных избранников?

Наконец-то ультиматум

Волшебное ускорение Виталию Садовникову придали не депутаты райсовета, а правительство республики. На онлайн-совещании, посвященном социально-экономическому положению района 7 февраля, которое прошло под председательством главы республики Артура Парфенчикова, прозвучала информация о том, что нормативная численность муниципальных служащих в районной администрации превышена. А следом, 20 февраля, Минфин Карелии четко обозначил приоритеты. Правительство поставило ультиматум, по условиям которого в случае, если район в кратчайшие сроки, до 1 апреля, не проведет оптимизацию численности администрации, то главе грозит административная ответственность, а район лишится значительных финансовых средств.

Напомним, долг бюджета Кондопожского района в 2021 году, по данным финансового управления администрации, с учетом кредита, составляет 206 миллионов рублей, доходная часть сократилась за счет снижения налогов и платежей (ЕНВД, плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы). В условиях, когда бюджет муниципального образования трещит по швам, а главу приперли к стенке «административкой», последнему ничего другого не остается, как кроить свой муниципальный кафтан по мерке, а не с запасом.

Реальная экономия или показуха?

2 марта депутаты Совета Кондопожского района поддержали предложение главы администрации Виталия Садовникова и приняли несколько решений, которые запустили срочную оптимизацию органа местного самоуправления. Утверждена новая структура администрации, из нее выводят отдел бухгалтерского учёта, отдел соцполитики (2 муниципальных служащих) и отдел образования (4 муниципальных служащих), также сокращается должность заместителя главы по соцвопросам и заодно вакантная должность заместителя по экономике. Как сообщил Виталий Садовников, он уже подписал приказ о сокращении вакантных штатных единиц (7).

Так как полномочия, которые возложены на сотрудников трех отделов, необходимо выполнять, будут созданы два учреждения. Создается новое муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия администрации Кондопожского муниципального района», туда перейдут работники, которые сегодня трудятся в отделе бухучета администрации. Главы сельских администраций могут заключить соглашения с ЦБ и вести бухучет в сельских администрациях, ДК и учреждениях.

Вместо двух отделов (соцполитики и образования) возникнет еще одно муниципальное казенное учреждение «Управление образования и культуры».

В финансово-экономическом обосновании оптимизации, подготовленном начальником отдела экономики Натальей Бариновой, говорится о 21,7 миллионах рублей, которые удастся сэкономить. Но экономический «эффект рассчитан исходя из годового фонда с учетом страховых взносов и будет иметь отсроченный характер».

Создание двух учреждений вместо трех отделов и оптимизация внутри других отделов приведет, по мнению Натальи Бариновой, к сокращению 23 муниципальных служащих (в том числе –  семь вакантных должностей), то есть количество сотрудников уменьшится более чем на 40 %. В финансово-экономическом обосновании нет ни одной цифры, кроме 21,7 млн, которая и произвела впечатление. Однако сколько бюджет потратит на выплаты и компенсации увольняемым, а также на оборудование новых рабочих мест, каким будет штат и фонд оплаты труда в новых казенных учреждениях, из документа неясно. Срочное препарирование органа МСУ, скорее всего, не даст существенного эффекта и, конечно, не спасет муниципальные финансы. Администрация просто будет играть по правилам, предписанным правительством республики.

Человек это штатная единица

В районе не найдется, наверное, ни одного человека, включая самих сокращаемых и увольняемых сотрудников, кто бы сказал, что оптимизация в администрации не нужна. Но методы, которыми пользуется глава Виталий Садовников, вызывают вопрос: почему он так пренебрежительно относится к людям? Оптимизация в администрации — лишнее доказательство, что для руководителя, к сожалению, человек любой профессии, опыта и стажа — только штатная единица, не более.

Оказалось, что сокращаемые сотрудники узнали о предстоящих переменах в конце рабочего дня 26 февраля, то есть за два рабочих дня до принятия решения сессии. С руководителями и специалистами не проводились предварительные консультации, не было ни анализа, ни прикидок новой структуры управления образованием, никому из сокращаемых руководителей не была предложена работа, как не учитывались и личные обстоятельства сотрудников.

Директора школ узнали о предстоящих изменениях за сутки, кто-то – постфактум, а ведь речь идет о том, что к маю, когда самая горячая пора в школах (экзамены, выпускные, медалисты и так далее), отлаженная система управления образованием уже не будет работать. А ведь и начальник отдела образования Федор Герасимков, и начальник отдела соцполитики Евгения Плюстина, и замглавы по соцвопросам Анжелика Дубень заявили, что не получали предложений о работе и уходят.

Вопрос: не боитесь ли вы, Виталий Михайлович, что вслед за этими руководителями уйдут и другие специалисты? — не вызвал каких-то сомнений у руководителя. То есть сокращение целых отделов, завязанных на тысячи людей, на педагогические коллективы, проводимое без понимания структуры вновь образуемых учреждений и предварительного решения кадровых вопросов – это нормальная практика. Точно также как не вызвал какого-то смущения вопрос депутатов о том, «не наломаем ли мы дров»?

Глава администрации сказал, что берет на себя ответственность за это решение. Уже в ближайшие месяцы станет ясно, чего стоит слово Виталия Садовникова.