Когда Карелия не получила обещанного федерального финансирования на реализацию в 2016 году государственной программы развития региона, для многих в республике это выглядело полной неожиданностью, если вспомнить, что нынешнее карельское руководство преподносило принятие программы, как едва ли не главную свою победу. Однако «Чернике», похоже, удалось найти объяснение этому решению федерального центра. Но обо всем по порядку…

Причины, как известно, могут быть объективными и субъективными. Проявляющимися мгновенно и выявляемыми в результате длительных изысканий. Причины резкого сокращения инвестиций в республиканскую экономику могут быть идентифицированы и систематизированы. Конечно, что-то можно объяснить в категориях «республика-промежуток» и «пассивный малый бизнес», которые предпочитает использовать заместитель карельского губернатора и одновременно министр экономического развития Валентин Чмиль. Вот только три с половиной года, в течение которых «ожидается приход инвесторов», продемонстрировали, что приведенная аргументация полностью исчерпала свой потенциал.

Министр экономического развития Карелии Валентин Чмиль. Фото: Губернiя Daily
Министр экономического развития Карелии Валентин Чмиль. Фото: Губернiя Daily

Конечно, главной слабостью российской региональной экономики остается низкий уровень инвестиционной активности. При экспорте капитала компаниями и семьями, в условиях весьма высоких ставок процента по кредитам для внутренних вложений (почему так важен был бы доступ к западным рынкам капитала с их низкими ставками, но он невозможен в обстоятельствах международных санкций) выход в фазу инвестиционного подъёма и модернизации представляется весьма туманным. Однако регион региону рознь. Есть лидер, а есть аутсайдеры. Для того чтобы вторые подтягивались к первым, а разрыв в готовности территорий принимать инвестиции сокращался, был разработан и по всей стране активно внедрялся так называемый «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе».

Самым первым пунктом Инвестстандарта является Инвестиционная стратегия региона. С девятимесячным опозданием (!) от указанных федеральным центром сроков принятия стратегии и, следовательно, полного внедрения Инвестстандарта, Республика Карелия все-таки справилась с «отсечкой», за реальным достижением которой просматривалось определенное улучшение ситуации по удовлетворению потребностей субъектов инвестиционной деятельности.

За разработку Инвестстратегии Карелии отвечало Минэкономразвития республики. Фото: Валерий Поташов
За разработку Инвестстратегии Карелии отвечало Минэкономразвития республики. Фото: Валерий Поташов

Казалось бы, пришло время систематически отслеживать процессы, результаты и другие характеристики деятельности республиканской власти по обеспечению инвестклимата с учетом требований Инвестстандарта. Другими словами, наступило время мониторинга, для пошагового плана проведения которого предусмотрена разработка дорожной карты или плана мероприятий. С датами начала и окончания каждого этапа, планируемыми результатами по каждому периоду, указанием ответственных за исполнение ведомств и лиц.

Тонкость момента заключается в том, что дорожная карта мониторинга должна быть утверждена главой Республики Карелия. Это происходит только после ее рассмотрения Проектным офисом – рабочей группой высокопоставленных чиновников, созданной для организации и проведения мониторинга. Этот же Проектный офис может быть организован руководителем региона только после полного внедрения Инвестстандарта.

А теперь представьте удивление главы РК, когда около двух недель назад он узнал, что Инвестиционная стратегия Карелии (утвержденная им 20 августа 2015 года) получила отрицательное заключение министерства экономического развития Российской Федерации. Документ направлен на доработку, и когда он будет вновь представлен в высокие московские кабинеты – никому не известно.

Александр Худилайнен. Фото: gubdaily.ru
Александр Худилайнен. Фото: gubdaily.ru

Нет Инвестстратегии – не считается внедренным Инвестстандарт – нет возможности создать Проектный офис – Проектный офис не готовит Дорожную карту мониторинга результатов внедрения Инвестстандарта – глава региона ее не утверждает – мониторинг не начинается. Все предельно логично. Вот только для указанной работы потерян целый год. Исполнительные органы государственной власти республики должны были начать мониторинг 1 января 2015 года!

Как нам кажется, все произошедшее объясняет и пятнадцатикратное сокращение госфинансирования мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» и первоначально запланированных к реализации в следующем 2016 году. Из запрашиваемой суммы в 3 миллиарда рублей Москва предоставит только 200 миллионов рублей. Не это ли лучшая иллюстрация отношения федерального центра к тем проектам, которые должны были «устранить инфраструктурные ограничения для реализации экономического потенциала Карелии и привлечения инвестиций в экономику региона»? Ведь именно они и были прописаны в приложениях к «резко завернутой» российским министерством экономразвития региональной Инвестстратегии.