Черника

Черника

Лучшие традиции периодической печати, заложенные еще в СССР, поддерживают районные газеты Карелии. Журналисты именно этих изданий ближе всех к читателю, знают о том, что происходит в городах, деревнях и поселках, чем живут люди. На страницах газет к праздничным датам можно увидеть интересные тематические интервью, зарисовки, фотографии, информации и заметки.

Газета Муезерского района «Муезерсклес» накануне Международного женского дня опубликовала интервью с руководителем кукольного театра Ругозерской школы Еленой Константиновой. Она руководит театром уже четверть века! Автор текста — учитель ругозерской школы Татьяна Епифанова.

Сезон 2019 — 2020 стал для кукольного театра «Ауринко» (в переводе с финского — «солнышко») при Ругозерской средней школе не только очень насыщенным, но и знаменательным. Кроме постановок на местной сцене были гастроли за пределами не только родного села, но и района, и даже Карелии.

Выступая на IX Республиканском фестивале детских и юношеских театров кукол «КУКЛАНТИДА», наши земляки получили Гран-при фестиваля за спектакль по карельской сказке «Овод и козы», специальный приз композитора за музыкальное исполнение в спектакле и благодарственное письмо депутата Законодательного собрания Республики Карелия Светланы Бачой.

В конце 2019 года театр отмечал свой 25-летний юбилей. И главным подарком для ребят стала поездка в Москву на фестиваль семейных театральных коллективов, где «Ауринко» получил диплом «Лучший спектакль ручной работы». 9 февраля ругозерцы приняли участие в Международном фестивале «Кантелетар» в Костомукше. И это ещё не завершение гастролей нынешнего сезона: в марте ауринковцы порадуют своим мастерством жителей посёлка Муезерский.

В канун Международного женского дня 8 Марта, по просьбе редакции газеты «Муезерсклес», с создателем и бессменным руководителем «Ауринко» Еленой КОНСТАНТИНОВОЙ побеседовала её коллега, учитель Татьяна ЕПИФАНОВА.

— Елена Альфонсовна, как и когда всё начиналось у кукольного театра «Ауринко»? Какие первые сложности и первые радости?

Елена Константинова. Фото Валентина Романова.

— Будучи ученицей пятого класса, я стала посещать Дом пионеров в городе Петрозаводске, занимаясь в кукольном кружке «Ауринко» у старейшего педагога Кириковой Валентины Ивановны. Именно она сумела привить мне и многим ребятам любовь к этому виду искусства. Так получилось, что театральные куклы стали делом всей моей жизни.

После окончания культурно-просветительного училища, приехав на работу по распределению в старинное село Ругозеро, в то время процветающее, где было всё, но не было кукольного театра, я решила для себя, что ругозерские дети должны познакомиться с этим удивительным миром кукол. Благодаря таким людям, как Марина Викторовна Рожкова, Елена Николаевна Прокопович, Татьяна Анатольевна Давыденко, Александр Петрович Константинов, мне удалось реализовать свой замысел.

Первые занятия кукольного кружка мы проводили в… школьной теплице с Татьяной Анатольевной Давыденко. Благодаря этому талантливому человеку в театре появилось много необыкновенных сказочных персонажей и интересных спектаклей. Когда тебя окружают единомышленники, то и работа в удовольствие. В теплице нам, конечно, стало тесно, занятия посещало очень много детей. Тогда администрация села, во главе с Александром Петровичем Константиновым, пошла навстречу и выделила нам просторное здание бывшей амбулатории.

Так появился в Ругозере филиал Муезерского Дома детского творчества. Штат работников увеличивался, но на протяжении многих лет существования театра меня всегда окружали замечательные, заинтересованные люди, которые во всём поддерживали, и каждый вносил свой вклад в работу и развитие кукольного театра.

— Расскажите о своих первых юных артистах, первых спектаклях, первых гастролях.

— С первых лет существования «Ауринко» мы ведём фотоальбом «Летопись нашего театра», где запечатлены все ребята, принимавшие участие в жизни коллектива. У многих из них подрастают уже свои дети, которые тоже побывали на наших спектаклях и даже стали заниматься в театре. Ребята нынешнего поколения любят смотреть архивные фотографии, где-то узнают себя совсем маленькими, когда приходили на спектакли с родителями.

Первые наши гастроли были в 2003 году. На первом республиканском фестивале детских кукольных театров «Куклантида» наш коллектив удостоился диплома в номинации «Оригинальность исполнения музыкального номера», диплом «Лучший актёр-кукольник» получила Лена Филиппова с куклой Петрушка. Вручая диплом, председатель жюри Людмила Филипповна Живых дала такую оценку: «Хорошая кукла и отменная работа артиста». Петрушка — самая первая моя театральная кукла. Эту куклу я сделала, когда была студенткой культпросветучилища. В 1981 году привезла её в Ругозеро, за эти годы сколько поколений детей выходило с Петрушкой на сцену!

За время существования театра мы побывали на семи республиканских фестивалях детских кукольных театров «Куклантида» в Петрозаводске, два раза посетили Москву на театральных фестивалях, два раза — Костомукшу, выступали в Медвежьегорске.

— Какие виды кукольных театров существуют и что из этого используете в своей работе Вы?

— В нашем театре куклы разных систем: перчаточные, тростевые, ростовые, теневые и другие. Есть профессионально выполненные куклы, подаренные нам Петрозаводским театром кукол (спектакль кукол «Морозно» — тростевые куклы).

Сцена из спектакля по карельской народной сказке «Овод и козы». Фото из архива театра.

— Многие герои спектаклей сделаны Вашими руками и руками юных ауринковцев. Как приходят идеи их создания?

— Сначала мы выбираем репертуар, знакомимся с текстом, решаем, куклы каких систем использовать в спектакле. Стараемся изготовить куклу так, чтобы она была близка к характеру персонажа и помогала актёру донести этот образ до зрителя. Некоторые куклы задействованы в нескольких спектаклях. Благодаря игре актёра, зритель воспринимает их по-другому.

Кукол мы стараемся поддерживать в хорошем состоянии. Бывает, что реставрируем лица, обновляем костюмы. Важно не только создать куклу, но и сохранить её для следующего поколения ребят.

Идеи создания кукол черпаем везде: в журналах, книгах, интернете, при просмотре спектаклей других театров…

— Нужен ли кукле характер?

— Конечно, каждый ребёнок играет куклой по-своему. Поэтому на занятиях мы учимся правильному вождению куклы, интересному голосовому озвучиванию сказочных персонажей, в этом нам помогают занятия сценической речью. Ведь зритель воспринимает куклу, как живое существо.

— Кто-то из воспитанников пошёл по стопам учителя? И сколько всего мальчишек и девчонок удалось увлечь театром?

— Не побоюсь сказать, что каждый ребёнок, живущий в селе Ругозеро, за время существования кукольного театра посетил его, если не как учащийся, то как зритель обязательно. В нашем театре занимаются как девочки, так и мальчики. Раньше, когда существовал Дом творчества, приходили на занятия целыми классами. Сейчас в основном занимаются девочки. Из моих воспитанников Евсеева Марина закончила культурно-просветительное училище Петрозаводска по специальности «педагог-организатор театрализованных мероприятий», там же музыкальный колледж, а также Университет культуры в Санкт–Петербурге по специальности «руководитель народного хора». Сейчас она успешно работает в ансамбле «Кантеле».

В любом случае, я думаю, занятия в театре оставят яркий след в жизни каждого ребёнка.

— Быть артистом, педагогом, руководителем — это сложно. Вольно или невольно предпочтение отдаёшь чему-то одному. Что Вам больше по душе: первое, второе или третье?

— Быть артистом и быть педагогом, плюс ещё и руководителем театра — это действительно сложно. Но когда ты работаешь в детском театральном коллективе, любишь детей, чувствуешь их поддержку и интерес, то это не так трудно. Бывают конфликты, но когда ты понимаешь, что ребёнок на твои замечания и требования не обижается, значит, делаешь всё правильно.

Для меня нет ничего лучше общения с детьми. Они заряжают своей энергией, непосредственностью, радостью жизни. Каждый из нас испытывает необходимость быть кому-то нужным. Именно дети искренне в тебе нуждаются, любят и ждут. Я очень благодарна им за это и стараюсь дать всё, что могу — помочь, поддержать, научить.

Сцена из спектакля по карельской народной сказке «Овод и козы». Фото из архива театра.

— У сказок, как правило, хороший конец. Вы сами по натуре оптимист или пессимист: если трудно — поделитесь грустью, если радостно — пожелаете счастья для всех?

— Жизнь – это не сказка, всякое бывает, но если трудно, стараюсь не опускать руки. Надо находить в себе силы двигаться дальше. Работая с детьми, невозможно быть пессимистом.

— Стало ли Ругозеро для Вас второй родиной? Если да, то почему?

— Конечно, Ругозеро моя вторая родина, я здесь прожила большую часть своей жизни и не жалею об этом. Здесь мой дом, близкие и родные, любимая работа… Здесь я чувствую, что нужна людям.

— Творческая работа — это пробы и ошибки. Если что-то не получается или в чём-то ошиблись – опускаете ли руки или, засучив рукава, ещё уверенней и настойчивей двигаетесь вперёд?

— Театр — творчество коллективное, я считаю главное в моей работе с детьми и коллегами не доказывать, а создавать, творить, любить.

Татьяна ЕПИФАНОВА.

с. Ругозеро.

Текст и фото предоставлены редакцией газеты «Муезерсклес».