Сегодня состоялось первое в новом году заседание комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного собрания Карелии. Депутаты вспомнили о сельских старостах и решили не облегчать жизнь кандидатам в муниципальные депутаты.
Группа депутатов из «Единой России» предложила поправку в закон «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Карелия». Она наделяет сельских старост правом выступать «с инициативой о внесении инициативных проектов по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта». Что скрывается за такой мудреной формулировкой – сказать сложно. Ведь записано же в законе изначально о том, что староста:
1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями, иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;
2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.
То есть и сейчас никто не запрещает старостам проявлять разного рода инициативу. Впрочем, главное даже не в этом. Прошло уже полтора года с момента появления в Карелии института старост сельских населенных пунктов. Какими успехами в развитии местного самоуправления они прославились? Какой положительный или отрицательный опыт накоплен? Есть в районах Карелии хоть единичные примеры успешной деятельности появившихся старост? Трудно сказать, волнуют ли членов комитета по местному самоуправлению эти вопросы. Ведь предложенную поправку, носящую ярко выраженный имитационный характер, они приняли без какого-либо серьезного обсуждения.
Вторым показательным вопросом на сегодняшнем заседании комитета была инициатива депутата Александра Федичева, который предложил немного подкорректировать карельский закон о муниципальных выборах.
Дело в том, что сейчас может быть предусмотрено, что кандидат или избирательное объединение, участвующие в муниципальных выборах, одновременно с представлением документов для регистрации представляют и первый финансовый отчет. В Карелии такая норма действует. К первому финансовому отчету должны быть приложены сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда и справка об остатке средств на специальном избирательном счете.
Как констатирует инициатор поправки в своей пояснительной записке, практика проведения муниципальных выборов в Карелии показывает, что первый финансовый отчет представляется кандидатом с нулевыми показателями. Ведь движение средств на специальном избирательном счете, как правило, отсутствует, а все финансовые операции кандидата указываются в итоговом финансовом отчете. При этом к первому финансовому отчету должны быть приложены сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда и справка об остатке средств на специальном избирательном счете на дату представления отчета, выданная филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России». Получение такой справки для кандидатов – жителей населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений, где зачастую нет филиалов Сбербанка, весьма затруднительно.
В такой ситуации обязанность представления первого финансового отчета представляется просто излишней бюрократической процедурой, требующей от обычного гражданина заполнения никому не нужных бумаг. Если не считать того факта, что любая ошибка в этом отчете, причем не самая принципиальная, может послужить поводом для снятия неугодных кандидатов. Поэтому депутатом Федичевым было предложено исключить это требование из регионального закона. Однако коллеги по комитету его не поддержали.
В этой связи можно лишь констатировать, что карельская власть специально усложняет процедуру участия жителей республики даже в муниципальных выборах, и шире – в самом местном самоуправлении. Вместо того, чтобы облегчать ее по мере возможностей. Ведь чем больше юридических требований – тем сложнее будет человеку, решившему проявить свою общественную активность. А потом те же республиканские парламентарии удивляются, почему такая низкая явка и почему не найти кандидатов в депутаты сельских поселений? Именно потому, что нормальная реакция людей на такие бюрократические препоны – игнорирование ничего не решающих выборов.