Недавно в карельский парламент поступил проект закона «О некоторых вопросах реализации в Республике Карелия подпункта 17 пункта 2 статьи 396 Земельного кодекса РФ». Автор данной инициативы – губернатор Артур Парфенчиков. Согласно ей:
«Предлагается определить в Республике Карелия территории муниципальных образований, на которых договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ».
Что примечательно, в перечень территорий, где казаки могут получать землю на льготных условиях, включены почти все муниципальные образования Карелии, за исключением Петрозаводска и Костомукши. То есть Олонецкий, Пряжинский, Калевальский, Медвежьегорский и другие районы, где проживает коренное карельское и русское население. И где никаких казаков и, соответственно, «традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ» за всю тысячелетнюю историю просто не было. То есть поступивший в Законодательное собрание Карелии законопроект и пояснительная записка дезинформируют депутатов.
Если казаки до революции в Карелии массово и появлялись, то только в Смуту. В начале семнадцатого века здесь разбойничали «черкасы», то есть запорожские казаки, они грабили и убивали местное население. Интересно, что в карельском языке слово KAZAKKU почему-то издавна обозначало батрака или наемного работника. И это все.
Так почему люди, именующие себя казаками, должны пользоваться какими-то особыми льготами на территории республики, где казачество никогда не проживало? Конечно, у каждого может быть свое хобби и нет ничего плохого, когда взрослые мужики по праздникам надевают казачью форму, штаны с лампасами и фуражку с красным околышем. Особенно если твои предки служили в советских казачьих корпусах, а не у прогерманского сепаратиста Краснова, японского агента Семенова и атамана-садиста Анненкова. Но причем тут льготное право на землю в Карелии?
Между прочим, в пояснительной записке заявлено, что «проект закона не содержит коррупциогенных факторов». А почему? Ведь сельскохозяйственное производство – это обычный бизнес. И если законопроектом предлагается, что некие люди, непонятно за какие заслуги перед республикой, получат преференции при получении земельных участков, то коррупционный фактор тут вполне может присутствовать.
Еще такие же льготы хотят предоставить религиозным организациям, хотя последние-то точно должны действовать по принципу: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе». Можно только предполагать, что речь в этом случае может идти о монастырях, имеющих возможность заниматься сельским хозяйством. С учетом того, что в нашей республике уже возникали скандалы между вновь созданными монастырями и местным населением, и эта часть законопроекта выглядит крайне сомнительно.
Вообще же, когда говорят о возрождении неких «традиций казачества», хочется уточнить: каких именно? Если совершить небольшой экскурс в историю, то окажется, что за несколько сот лет истории какими они только не были!
При образовании казачества это было сугубо антигосударственное явление, доставлявшее много хлопот русской власти. Именно казаки были первыми зачинателями Смуты, преодоление которой ныне официально отмечается как один из главных государственных праздников. Они же главная движущая сила восстаний против крепостного права, вспомним хотя бы крестьянские войны под руководством Разина или Пугачева. Демократический «Казачий круг», высший орган самоуправления, был своеобразной альтернативой царскому самодержавию. Впрочем, как любая демократия при господстве частной собственности, он быстро выродился, когда все вопросы стали решать лишь богатые казаки.
Далее казачьи войска отличались в самых разных войнах, которые вела Российская империя. Можно вспомнить о воинских подвигах, а можно и о том, что именно казачьи части отличались насилиями и грабежом мирного населения. «Добыть или дома не быть», из песни слов не выкинешь…
Перед революцией 1917 года казаки подавляли крестьянские бунты, пороли крестьян. Они часто били и убивали рабочих во время подавления забастовок, они разгоняли студенческие митинги. Поэтому к 1917 году среди значительной части русского народа отношение к казакам было как к карателям на службе у самодержавия. Отсюда и вся жесткость «расказачивания». А в годы гражданской войны именно казачьи области проявляли сепаратизм и совершали попытки отделиться от России, нередко с помощью иностранных держав.
Так о каких «традициях казачества» можно говорить, если эти традиции зачастую взаимоисключающие?
Впрочем, на территории Карелии их не было вообще…
Фото: На сходе казаков Карелии. 29 02.2020. Источник: https://vk.com/druzhinaptz