Известный в республике детский правозащитник, руководитель КРОО «Служба социальной реабилитации и поддержки «Возрождение» Галина Григорьева поддержала во время недавнего общественного обсуждения претендентов на должность Уполномоченного по правам ребенка в Карелии юриста Елену Пальцеву. Свои аргументы в пользу этого кандидата Григорьева высказала на заседании дискуссионного клуба Общественной палаты республики 19 октября, подчеркнув, что именно практикующий правозащитник может сегодня исправить тяжелую ситуацию, доставшуюся в наследство от двух предыдущих детских омбудсменов, которые всячески сторонились решения острых проблем детства в Карелии.
Мы задали Галине Федоровне несколько вопросов.
– Среди поддержавших Елену Пальцеву общественных организаций нет КРОО «Возрождение», почему вы не обратились с письмом в Миннац Карелии?
– Вы помните, как мало времени было дано главой республики Артуром Парфенчиковым на формирование списка кандидатов и сбор писем поддержки? Не было и должного информирования общественности по процедуре выдвижения. В результате многие общественные организации и граждане не смогли участвовать в этой процедуре и отдать свой голос своевременно. По поводу своей организации скажу, что именно в это время в Петрозаводске не было большинства членов правления, а я не могла принять единоличного решения и, как полагается, подготовить протокол без голосования. Проголосовала за Елену Пальцеву самостоятельно, как гражданин. Считаю, что, подписывая письмо поддержки единолично без приложения протокола о выдвижении и поддержке кандидата, руководители ряда общественных организаций предоставили в Миннац не легитимные документы, которые не могут быть приняты главой республики как письма поддержки от организаций. Это голос одного человека и не более того. Теперь пусть эту коллизию решает республиканская прокуратура, куда направлен депутатский запрос.

– Галина Федоровна, вы стояли у истоков создания службы детского омбудсмена – на общественных началах с 2007 по 2010 годы работали Уполномоченным по правам ребенка в Республике Карелия. Как это было?
– Меня заметили и выдвинули Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Алексей Головань, представительство Карелии в Москве и российские общественные организации. В то время я сотрудничала и до сих пор сотрудничаю с Российской общественной организацией инвалидов «Перспектива», Российским Научно-исследовательским Центром «Право ребенка», АНО «Партнерство ради детей», с Национальным Фондом защиты детей от жестокого обращения.
Должность уполномоченного ввели в структуру карельского министерства образования. Тогда же в соответствии с приказом министра от 30 августа 2007 года в Республике Карелия была создана служба уполномоченного по правам ребенка, утверждены положение и структура. Главной целью службы уполномоченного стало создание модели защиты детства на основе деятельности представителей уполномоченного по правам ребенка в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. Подчеркну: это была общественная работа. В короткий срок мне удалось подготовить более ста защитников прав детей, которые работали в школах, социальных учреждениях, больницах.

Уже в 2008 году на заседании Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в РФ Карелией была представила инновационную модель развития института уполномоченных, которая основана на доверии детей, родителей и педагогов через процедуру выборов общественного уполномоченного. Опыт работы обобщен в книге «Становление и развитие института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия».
Важным шагом к открытости работы стал запуск в том же 2008 году сайта Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия с целью просвещения, пропаганды среди детей, родителей и их законных представителей соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка. Сайт также предоставлял возможность детям, родителям, педагогам и специалистам других ведомств получить консультацию по вопросам защиты прав детей, обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Карелия по фактам нарушения и конституционных прав детей в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Сегодня этот сайт не действует, и потом я скажу, почему.
С участием общественных уполномоченных было проведено исследование на знание старшеклассниками и педагогами основных положений Конвенции ООН о правах ребенка, Республиканский Детский референдум, Детские Парламентские слушания, что способствовало созданию механизма взаимодействия взрослых и детей по защите и пропаганде прав ребенка. Поверьте, это были не формальные мероприятия, которые нужны чиновникам для отчетов. Ко мне и сегодня обращаются общественные уполномоченные – где они еще остались – за помощью и консультацией. Приходится отвечать, что в республике есть официальный детский омбудсмен (сначала это была Марина Зверева, а сейчас Оксана Старшова), которые, по правде сказать, этой работой не занимались.
Хочу напомнить, что институт общественного УПР Карелии совместно с администрацией Петрозаводского городского округа и общественностью города осуществлял реализацию глобальной инициативы Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям» в столице Карелии. Подписание меморандума о сотрудничестве Петрозаводска и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) состоялось 25 февраля 2010 года и было приурочено к 20-летию ратификации Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации. В том же году Карелия стала площадкой по обучению вновь избранных Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ с участием Ассоциации уполномоченных Российской Федерации.
Я входила в Адвокативную группу российских экспертов по защите детей, целью которой является формирование консолидированной позиции российских общественных объединений по ключевым проблемам детства и семьи и координация действий общественных организаций по отстаиванию основных прав и законных интересов несовершеннолетних на всех уровнях государственной власти и в органах местного самоуправления. Сегодня не слышно о такой работе.

– Геннадий Сараев рассказывал на встрече с общественностью, что он участвовал в создании института общественных уполномоченных по правам детей в Карелии, так почему же такую важную структуру не удалось сохранить? Вы можете прокомментировать?
– За четыре года на работу общественного института УПР в Карелии было привлечено около 20 миллионов рублей через проектную деятельность. Несколько проектов финансировалось Представительством Детского Фонда ЮНИСЕФ, а грантополучателем был Фонд развития образования (Аудит-центр), который располагался на первом этаже министерства образования Республики Карелия, и исполнительным директором которого являлся Геннадий Сараев.
В проекте по становлению и развитию института УПР Сараев не участвовал, как не участвовал в разработке положения об общественном уполномоченном образовательного учреждения, не принимал участия в проведении обучающих семинаров и в работе Летнего университета, а также не принимал участия в редактировании книги по итогам проекта. Он отвечал за финансовую деятельность. Я же, как Уполномоченный по правам ребенка в Карелии была руководителем данных проектов безвозмездно.
Однако Геннадий Александрович принимал активное участие в закрытии данного института. Будучи заместителем министра образования Карелии, он лично потребовал закрыть сайт, через который осуществлялось управление институтом уполномоченных по правам ребенка в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты республики.
Сараев обратился ко мне, когда встал вопрос о том, как быть с общественными уполномоченными, которые на местах требовали продолжения обучения, задавали вопросы, касающиеся их деятельности. Я пояснила, что согласно Положению об общественном уполномоченном (оно опубликовано в книге «Становление и развитие Института Уполномоченных по правам ребенка в РК»), избирается он на два года, и надо снова организовать проведение выборной кампании для детей, родителей и педагогических работников. Но ни министерство образования в лице замминистра Геннадия Сараева, ни действующий на тот период времени УПР Марина Зверева, избранная Законодательным собранием РК, не стали этого делать, что постепенно разрушило данный общественный институт.

– Галина Федоровна, получается, что созданную Вами службу общественных уполномоченных разрушил, в том числе нынешний кандидат на должность УПР Геннадий Сараев? Депутатский корпус как-то оценивает такие просчеты?
– К сожалению, утверждая на пост главного защитника детства представленного в ЗС РК главой Карелии человека, народные избранники не оценивают его предыдущую работу и впоследствии не отвечают за свои решения.
На одной из встреч представителей общественных организаций в Законодательном собрании РК по теме «Соблюдение прав детей в Карелии» с участием на тот момент первого заместителя председателя ЗС РК Ирины Петеляевой, я задала вопрос детскому омбудсмену Марине Зверевой: почему она не консультирует и не общается с продолжающими работать общественными уполномоченными? Она ответила, что не имеет такого проекта и таких планов работы. Хотя востребованность этой деятельности была не только в Карелии, но и в России, так как карельских общественных уполномоченных приглашали в другие регионы для обмена опытом и участия в развитии общественных институтов в субъектах Российской Федерации.
Сегодня я бы хотела обратиться к парламентскому большинству ЗС РК. За шесть лет существования института детского омбудсмена в Карелии народным избранникам не удалось утвердить на эту чрезвычайно ответственную должность профессионального, преданного детям человека с безупречной репутацией. Так найдите в себе силы, совершите поступок накануне Десятилетия детства!