На днях на «Чернике» было опубликовано расследование «Министр Свидская и загадочная «взлетная полоса для НЛО» в пряжинских лесах». Материал вызвал общественный резонанс, и ситуацию нельзя было «замолчать». В ответ заместитель премьер-министра и министр природных ресурсов и экологии Карелии Янина Свидская разместила на своей странице разъяснительный пост. Но скандал получил продолжение. Подробности — в нашем расследовании.

Скандальная лесная дорога: злоупотребления или необходимость?

Кратко напомним: Министр природных ресурсов и член правительства Карелии Янина Свидская оказалась в центре скандала после заключения спорных договоров с компанией «Онегостройгрупп» на аренду лесных участков в Пряжинском районе. Причиной противоречий стало строительство подозрительно широких (до 100 м) дорог к карьерам, что вызвало сомнения в их необходимости и подозрения в злоупотреблениях, учитывая наличие уже существующих подъездных путей.

Фото с официальной страницы члена правительства Карелии Янины Свидской

При выделении участков были нарушены правила — вместо использования нелесных земель вырубаются ценные леса. Остряки в шутку назвали это строительством «взлетных полос для НЛО», но ситуация требует серьезной проверки на предмет коррупции и угрозы карельской природе.

Руководитель «Онегостройгрупп» Виталий Юдицкий утверждает, что фактическая ширина дорог составляет 40 м и они необходимы для разгрузки старых путей и оптимизации логистики. По его словам, вырубкой леса занимается другая фирма — «Русский лесной альянс».

Виталий Юдицкий. Фото из личного архива

В ответ на критику в СМИ министр Свидская пояснила, что новая дорога нужна из-за риска перекрытия проезда к карьерам «Пряжа-10» и «Пряжа-11» другой компанией. Траектория якобы скорректирована с учетом интересов местных жителей, а ширина в 60 метров обусловлена сложным рельефом.

Однако аргументы чиновника не убедили общественность. Бизнесмен Евгений Михеев опроверг, что его компания «Спецконструкция» препятствует проезду, назвав обвинения халатностью или коррупцией. Активист Артем Сенькин призвал сохранить территорию у озера Белое Лампи для спортивных соревнований и обучения детей. Комментаторы указали, что подъездные пути к карьерам существуют много лет, а ширина новой лесной дороги вдвое больше федеральной трассы, что выглядит подозрительно.

В целом ситуация остается неоднозначной и вызывает серьезные вопросы к Минприроды Карелии и реальным целям строительства новых лесных дорог такой ширины. Действия чиновников требуют тщательной проверки во избежание ущерба уникальной карельской природе.

Древесный узел

Лесная дорога в пряжинских лесах, строительство которой «благословила» министр Янина Свидская несмотря на наличие приказа Минприроды РФ № 434 от 10 июля 2020 года, была выделена ООО «Онегостройгрупп».

Когда разразился скандал, Янина Сергеевна пояснила на своей странице ВКонтакте: «На сегодняшний день строительство дороги не началось».

Такой же версии придерживался руководитель «Онегостройгрупп» Виталий Юдицкий. На вопрос корреспондента «Черники» о том, что в определенных кругах бытует мнение, будто необходимость строить столь широкие дороги — лишь предлог для того, чтобы вырубить и продать как можно больше леса, он ответил:

«Это абсолютно беспочвенные домыслы, не имеющие ничего общего с реальностью. Лес на участках строительства дорог находится в лесосеке, арендованной компанией «Русский лесной альянс». Мы не имеем на этот ресурс никаких прав и, соответственно, экономической заинтересованности. Кроме того, лесные насаждения под линейные объекты переходят в собственность государства и выставляются РосИмуществом на торги. Вследствие этого наша компания не является правообладателем леса. Наша выгода — в оптимизации работы карьеров за счет новых дорог, не более того.

Кроме того, должен отметить, что мы внимательно относимся к сохранению природы и учитываем пожелания местного населения. Например, по просьбам жителей мы скорректировали маршрут одной из дорог в районе озера Белое, чтобы минимизировать вмешательство в ландшафт.

Также лесники выезжали с нами на место, все обмеряли, сверяли с планшетами лесоустройства. Процедура долгая и многоступенчатая, разрешение выдается только после полной сверки. И то разрешение выдается не нам, а «Русскому лесному альянсу» на саму вырубку. Вопрос скорее к ним — зачем выдавать такие большие лесосеки вдоль озер и рек? Это отдельная тема», — прокомментировал Виталий Юдицкий.

Но, вероятно, член правительства Карелии Свидская и предприниматель Юдицкий лукавят. Как выяснили журналисты «Черники», побывав на месте событий, заготовка древесины идет полным ходом…

Мы подъезжаем к месту вырубки. Работает лесозаготовительная техника, лесовозы вывозят древесину. Пункты назначения: Кондопожский ЦБК, Питкярантский ЦБК, Импилахти и другие объекты лесопереработки.

Фото: Алексей Владимиров
Фото: Алексей Владимиров
Фото: Алексей Владимиров
Фото: Алексей Владимиров
Фото: Алексей Владимиров
Фото: Алексей Владимиров

Подрядчиком на «снос» леса выступает ООО «Зенит», по словам работников компании, они заключили договор подряда с «Онегостройгрупп». Директор «Зенита» Вячеслав Иванов воздержался от комментариев по телефону и предложил встретиться у него в офисе, где он готов ответить на любые вопросы журналистов.

***

История со скандальной «лесной дорогой» в Пряжинском районе Карелии оставляет весьма неоднозначное впечатление. С одной стороны, аргументы бизнесменов и чиновников о необходимости новых транспортных путей для разгрузки и оптимизации логистики звучат вполне разумно. Ведь надежная инфраструктура — важный фактор развития горнодобывающей отрасли и экономики региона в целом.

Схема с пояснениями

С другой стороны, вызывает серьезные вопросы непрозрачность процедуры выделения лесных участков, нестыковки в пояснениях ответственных лиц, или явная ложь, несоответствие ширины просек заявленным целям. Когда речь идет о вторжении в уникальную карельскую природу, каждый шаг должен быть выверенным и обоснованным.

Настораживает и то, как активно идет вырубка леса в зоне строительства дороги, несмотря на заверения о его неприкосновенности. Контраст между словами и делами не добавляет доверия фигурантам этой истории. Похоже, экономические или личные интересы все-таки превалируют над экологическими.

Вместе с тем, окончательные выводы делать рано. Слишком много недосказанности, полутонов, спорных и странных моментов. Очевидно одно — ситуация требует дальнейшего расследования компетентными органами. Только полная прозрачность и подотчетность способны развеять туман домыслов.

Хочется верить, что истина восторжествует, а интересы природы и общества не будут принесены в жертву чьей-то алчности или коррупционным интересам. Карелия — то место, где человек должен быть не завоевателем, а союзником и защитником первозданных лесов. И любые инфраструктурные проекты обязаны следовать этому принципу.

«Черника» продолжит следить за развитием событий. Но многое зависит и от гражданской активности жителей республики.