На прошлой неделе заместитель главы российского Минтруда Андрей Пудов заявил, что «обсуждается введение налога для трудоспособных, но не работающих граждан». Он напомнил о белорусском «налоге на тунеядцев». Замминистра при этом отметил, что обсуждение ведется «на экспертном уровне в контексте изучения опыта». Разрабатываются ли по этому поводу какие-либо проекты нормативных актов, сообщено не было.

Заявленная инициатива, бесспорно, ярко характеризует нынешнее состояние дел в сфере администрирования рынка труда. Прежде всего, стоит обратить внимание, что еще лет восемь-десять назад в дискуссиях о заимствовании передового опыта практически всегда фигурировали наработки западных стран. Затем им на смену пришли инновации из стран БРИК (Бразилия, Индия, Китай). Теперь уже идет отсыл к «передовому опыту» Белоруссии, причем к его самым что ни на есть совковым аспектам, которые в отечественном медиа-пространстве соседствуют с непременным напоминанием о «поддержании идеальной чистоты минских улиц». Внимательный читатель наверняка спросит: А, что дальше? Не менее передовой опыт Туркменистана?

Если же говорить чуть более предметно, то планируемое задействование предельно «жесткого» налогового рычага свидетельствует о глубинном непонимании нынешними властями ситуации с самозанятостью населения. Только в Карелии десятки тысяч потенциальных «тунеядцев» совершенно не бездельничают, а работают, зачастую далеко за пределами офисно-чиновничьих «с девяти до пяти с обедом». Это и репетиторы, и ремонтники «всего компьютерного», и занимающиеся частным извозом в сельской местности. Существует огромный слой индивидуальных и семейных фермеров, которые понимают, что официальная регистрация и система постоянной отчётности выведут их «бизнесы» за пределы зоны рентабельности.

Так боролись с тунеядством языком советского плаката
Так боролись с тунеядством языком советского плаката

Да, они как бы оказываются в преимущественном положении по сравнению с теми, кто официально зарегистрирован, например, как индивидуальный предприниматель. Но аргументом в поддержку их решения и деятельности выступает безусловная ориентация на собственные силы, а не на «заботу и помощь» со стороны государства. Люди готовы крутиться и вертеться, а не просить пособия и ждать отчислений на пенсию, которая все равно в результате сомнительных действий правительства куда-то постоянно ускользает.

Не стоит забывать и про современные формы занятости. Достаточно ознакомиться с подготовленным Агентством стратегических инициатив ровно год назад «Атласом новых профессий», представляющим собой альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Именно с ориентацией на новые профессии формируют профориентационные стратегии участники рынка образовательных услуг. И важно понимать, что в ситуации, когда житель республики работает, например, специалистом по киберпротезированию и робототехником, то в подавляющем большинстве случаев он работает дистанционно (удаленно) и, как правило, в качестве фрилансера. Есть заказ – есть работа, нет заказа – его надо усиленно искать.

Конечно, на процесс формирования устойчивых тенденций на рынке труда влияет множество факторов, но обсуждаемый «налог на тунеядцев» однозначно сигнализирует о том, что правительство предпочитает систему «закручивания гаек» из всего спектра нацеленного на результат администрирования. «Стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности» (формулировка из белорусского декрета «О предупреждении социального иждивенчества») – способ найти самой простой резерв для затыкания дыр в разваливающейся системе пенсионных и страховых сборов.

Из этого же разряда недавняя мера, предложенная главой комитета по социальной политике Совета Федерации Валерием Рязанским о лишении тунеядцев социальных льгот и привилегий. «Люди, которые не работают, не должны иметь те льготы и возможности в социальном плане, которые имеют работающие граждане. Речь идет о том, что они лишаются высококачественной медицинской помощи, в том числе и реабилитационной, потому что они не вносят вклад в систему обязательного медицинского страхования в отличие от работающих граждан», – заявил сенатор.

Валерий Рязанский курирует проведение праймериз "Единой России" в Карелии. Фото: gov.karelia.ru
Валерий Рязанский курирует проведение праймериз «Единой России» в Карелии. Фото: gov.karelia.ru

Очевидно, что в представлении подобного «государева человека», который, кстати, назначен «уполномоченным от партии «Единая Россия», ответственным за организацию проведения единого дня предварительного голосования в Карелии», сегодня в стране нет ни студентов и самостоятельно повышающих квалификацию, ни временно и постоянно нетрудоспособных, ни художников и писателей, ни самозанятых и фрилансеров. От взглядов подобных политиков, к сожалению, веет такой беспробудной архаикой, что за качество принимаемых государственно-управленческих решений становится реально страшно.