Уж кто-кто может много рассказать о том, что творилось в Карелии и не только у нас в то смутное время, так это Лариса Афанасьевна Злобина. Ее хорошо помнят, как талантливого журналиста на карельском ТВ, автора суперпопулярной в свое время передачи «ТВ-письмо». Помнят Злобину и как депутата Государственной думы РФ от Карелии в 1995-2000 годах.

 Лариса Злобина в лихие девяностые оказывалась в гуще событий как на уровне республиканском, так и на уровне российском. Историй о том времени у нее много, я надеюсь, что она ими обязательно поделится и со мной, и вами. А этот рассказ о том, как в девяностые медленно умирал и одновременно продавался флагман Северного флота тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»:

Лариса Злобина в 90-х годах. Фото: Семен Майстерман

«Шел октябрь 1996-го года. Прошел почти год моей депутатской работы в Государственной думе. Каждую последнюю декаду месяца работала не в Москве, а в своём регионе… Вела не только приём избирателей в своей депутатской приемной, но и с удовольствием продолжала снимать со съёмочной группой Карельского ТВ сюжеты для своей телепрограммы «ТВ-письмо» по самым наболевшим вопросам того времени.

Когда приехала в республику в очередной раз, мой помощник в Карелии Александр Темнышев — в прошлом офицер Советской Армии, человек энергичный и деловой — предложил организовать поездку в Североморск, где несли службу на «Адмирале Горшкове» наши карельские ребята. Он собрал посылки морякам от их родителей, пригласил оператора Карельского ТВ Виктора Яроцкого и представителя петрозаводской мэрии. И мы поехали знакомиться с Северным флотом.

Авианосец до 4.10.1990 назывался «Баку», затем переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Источник фото: topwar.ru

Встретили нас североморцы, как на параде — по-военному красиво и строго, словно перед ними не женщина-депутат, а, по крайней мере, высший чин командования ВМФ. Нам устроили незабываемую экскурсию по недавно ещё флагману Северного флота, а в лихие 90-е — уже несколько лет стоявшему у причальной стенки…

В гостях у североморцев. Фото из личного архива Ларисы Злобиной

«Адмирал Горшков» медленно и печально ржавел в ожидании долгого ремонта. И в это время тянулись нудные переговоры о цене продажи авианосца Индии если не как боевой единицы, то хотя бы в качестве металлолома…

Раздав посылки из дома нашим ребятам-землякам, после ужина мы собрались в уголке отдыха крейсера для интервью с командованием авианосца. Речь шла и о том, что не выделяют денег на ремонт корабля, о задержках зарплаты офицерам…

 Но надо было видеть, с какой горечью говорили военные моряки и командир «Горшкова» Владимир Звада о судьбе своего красавца авианосца и в целом о том, какое положение сложилось на Северном флоте в «демократической» России.

Лариса Злобина с одним из заместителей командира авианосца «Адмирал Горшков» Владимира Завады. Фото из личного архива Ларисы Злобиной.

Кстати, Владимир Звада – это единственный человек в ВМФ нашей страны, который командовал двумя авианосцами одновременно. Поэтому плачевное положение дел он знал отлично. Офицеры и поведали нам об унизительных торгах с руководством индийского морского флота о цене флагмана…

Вернувшись в Петрозаводск, я рассказала обо всем увиденном и услышанном в своей авторской телепрограмме и, разумеется, в программе «Время».

Увидев этот сюжет, меня пригласил на беседу и дал нам интервью на эту тему заместитель Главкома ВМФ России легендарный адмирал Игорь Касатонов. Оно так же прошло в выпуске программы «Время» и наделало немало шума. В Госдуме мне сообщили, что командир авианосца, давший нам интервью в Североморске, получил разнос. До сих пор чувствую свою вину перед этим человеком, настоящим морским волком.

Источник фото: http://armedman.ru

Буквально в первый день после моего приезда в Москву у меня в кабинете появились три «богатыря» из «Росвооружения» и стали задавать мне довольно нелепые вопросы – это больше походило на допрос — о поездке на «Адмирал Горшков». Тон этих людей был просто неприемлемый.

В ответ я их элегантно послала в думский комитет по делам ветеранов к Герою Советского Союза генералу армии Валентину Ивановичу Варенникову, который после этого случая назвал меня мужественной женщиной, добавив: «не в пример некоторым женственным мужчинам». Больше эти люди у меня не появлялись.

А чуть позже, увидев в думе генерала Александра Лебедя, я подошла к нему с вопросом, что он думает о ситуации с крейсером. Он как-то странно ответил: «А что с этим можно поделать?» Я ему: «Так ведь известно, что американские подводные лодки под Мурманском ходят! У нас там всего два таких крейсера, а у них десять». Лебедь посмотрел на меня внимательно и ласково произнес: «Не переживай, дорогая, до твоей Карелии их лодки не дойдут…»

 Вместо постскриптума

Мне довелось побывать и даже пожить несколько дней на авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» летом 2000-го. Он тогда стоял на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Корабль ремонтировали и готовили к продаже индийцам. Жизнеспособность этой громады поддерживали всего несколько десятков матросов и офицеров.

Теперь «Адмирал Горшков» называется Викрамадитья и бороздит океаны под индийским флагом. Источник фото: https://fotoflota.livejournal.com

5 марта 2004-го года крейсер был исключен из боевого состава ВМФ России и на нем был спущен Андреевский флаг. С 2013-го он находится в составе ВМФ Индии и носит имя «Викрамадитья». Так звали легендарного царя, правившего Западной Индией в первом веке до нашей эры… Такая вот история.

На самом деле я очень рад, что проект о лихих девяностых вызвал большой интерес. Готовится к публикации еще пять историй. Если вам есть чем поделиться и что вспомнить о тех годах, пишите на почту: sashae@list.ru. Обязательно с вами свяжусь.

Предыдущая статьяПИРАМИДА УВОЛЬНЕНИЙ. О субвенциях на образование и требованиях карельских профсоюзов
Следующая статьяЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА. Почему жители Карелии снова против форелевых садков в Онежском озере?
Александр Ершов
Советник генерального директора Прионежской сетевой компании. Родился в Медвежьегорске. Закончил исторический факультет Петрозаводского университета. Работал в комсомоле, чего не стыдится и что считает бесценным опытом. Немного поработал в бизнесе, но понял, что это не его. Десять лет отдал телевизионной журналистике. Член Союза журналистов России. Автор книги "Городские истории. Путевые заметки".