Глава администрации Беломорского района Карелии Владимир Попов внес поправку в Положение о порядке приема граждан, запрещающую производить фото- и видеосъемку при проведении такого приема как руководителем администрации, так и его заместителями, отделами администрации и подведомственными учреждениями.

Еще в середине марта я пытался получить комментарий у главы администрации Беломорского района Попова по поводу проведения культурно-спортивных мероприятий в школах в день «выборов». Он отказался отвечать на мои вопросы и «пригласил» меня на личный приём, который проводится каждый первый понедельник месяца. При этом Попов предупредил, что если я буду снимать на видео или записывать на диктофон разговор с ним, то он «не пустит меня в свой кабинет».

Конечно, я принял его приглашение. Но перед этим разместил пост на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», в котором сообщил, что непременно приду к нему с интересующими меня вопросами.

Теперь, когда глава администрации узнал о моих планах, я предположил, что он сделает все от него зависящее, чтобы не дать мне задать ему интересующие меня вопросы (и тем более на камеру): либо секретарь сообщит мне, что я заранее не записался на приём (а это никогда не требовалось) и поэтому глава не сможет меня принять; либо глава отменит приём по причине командировки, болезни и т. п.; либо устроит нескончаемую очередь из членов какого-нибудь молодёжного совета; либо вызовет полицию.

Администрация Беломорского района Карелии. Фото: Евгений Антипин
Администрация Беломорского района Карелии. Фото: Евгений Антипин

Но Попов решил пойти другим путем. 23 марта 2018 года — то есть спустя неделю после нашего с ним не сложившегося разговора и за неделю до моего повторного визита — он внес поправку в Положение «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений и личного приема граждан в Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», в котором прописали следующее: «При проведении личного приема главой Администрации, его заместителями, отделами администрации и подведомственными учреждениями аудио- и (или) видеозапись не производится. Исключения составляют случаи осуществления действий по аудио- и (или) видеозаписи только с согласия должностных лиц, осуществляющих прием». Именно на этот пункт специально для меня подготовленного документа Попов и сослался.

Прием, несмотря на мои предположения, все-таки начался. Секретарь приемной потребовала сообщить мои личные данные, чтобы внести в карточку приема. Оказывается, главе Беломорской администрации, помимо фамилии имени и отчества и номера мобильного телефона, требуются еще и серия и номер паспорта, место жительства и место работы. Секретарь очень удивилась, когда я отказался сообщать эти данные. По ее мнению, эти данные нужны для того, чтобы глава знал, куда отправлять ответ на обращение. Но мне его письменные ответы были не нужны, поскольку я все фиксировал на видеокамеру, о чем я и сказал секретарю. Секретарь предупредила меня, что если Владимир Федотович будет против видеозаписи, то она будет запрещена.

Я зашел в кабинет главы. Сразу сообщил, что буду вести видеозапись. Попов, у которого, судя по всему, это был первый за 14 лет работы в этой должности опыт общения на камеру, конечно, тут же мне это запретил. Но я продолжил снимать. И тут началось…

«Черника» попросила прокомментировать решение главы администрации Беломорского района руководителя Юридической службы по защите прав журналистов и блогеров Елену Пальцеву:

Юрист Елена Пальцева. Фото из личного архива
Юрист Елена Пальцева. Фото из личного архива

«К сожалению, это не единственный случай, когда чиновники допускают вольности и при принятии публичных решений «читают» закон по своему вольному усмотрению, игнорируя их прямой смысл и толкование.

Информационную открытость государственных и муниципальных служащих регулирует закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а право на изображение – ст.152.1. Гражданского кодекса РФ. Так вот, эти законы дают право гражданам собирать информацию о деятельности чиновников любым законным способом. Проведение фото и видеосъемки – это законный способ сбора информации о деятельности чиновника, потому что здесь присутствует общественный и публичный интерес. Судебная практика, как российских судов, так и ЕСПЧ неоднократно это подтверждала.

Реализация данных прав гражданина не может быть ограничена запретами в локальных актах. Это повод обращаться в прокуратуру с требованием о принятии мер прокурорского реагирования в виде приведения Положений в соответствии с федеральным законодательством, имеющим, безусловно, большую юридическую силу».