«Черника» завершает рассмотрение итогов предварительного голосования «Единой России» в Карелии. Подводя своеобразную черту, отделяющую важный этап предвыборной кампании-2016, хотелось бы обратить внимание читателей на тему, которая немного выпала из поля зрения республиканских медиа и по этой причине оказалась на обочине магистрального направления обсуждения. Это тема участия в карельской политике представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ).
Необходимо отметить, что с самого начала истории ОНФ – с мая 2011 года, когда российский президент Владимир Путин выступил с инициативой создания широкой коалиции различных общественных сил, – политическим обозревателям приходилось слышать примерно одни и те же упреки в адрес «фронтовиков». Говорили, что Фронт является исключительно пиаровским проектом. Сначала и вовсе утверждали, что он представляет собой лишь эпизод предвыборной истории и выборы в Госдуму в декабре 2011 года не переживет, а если дотянет до выборов президента в марте 2012 года, то дальше об ОНФ уж точно все забудут.
Обсуждали скептики и невысокую узнаваемость структуры в первый год ее существования. До настоящего времени продолжается обсуждение так называемого «партийного характера» объединения: мол, не сегодня-завтра «Единая Россия» будет распущена в силу падающего рейтинга, а Фронт займет ее место. Однако ничего этого не произошло, а работа ОНФ продолжается, причем по большинству направлений ее эффективность оценивается наблюдателями довольно высоко. Стоит констатировать, что никто, конечно, из Фронта не собирается делать политическую партию, как, впрочем, и распускать «Единую Россию».
У рассматриваемых структур наличествуют качественно разные задачи. Хотя, конечно, есть один нюанс: систематическое персональное участие общественников в политике как своего рода «делегатов ОНФ во власть». Не удивительно, что и в рамках нынешнего избирательного цикла некоторые «фронтовики» решили, что для реализации своих долгосрочных задач в рамках ОНФ статуса общественников им недостаточно.
У общественных организаций нет целого ряда полномочий. Значительно ограничены возможности законодательной инициативы. Потенциал воздействия на исполнительную власть существенно нивелирован, особенно с учетом того, как власть реагирует на обнаруживаемые проявления коррупциогенных факторов в госуправлении.
С другой стороны, ОНФ обладает рядом собственных преимуществ. Будучи фактически путинской организацией, перед которой стоят задачи, в том числе, контроля за исполнением майских указов, «фронтовики» с некоторой регулярностью имеют возможность напрямую общаться с президентом, отчитываться о результатах и указывать на сложности и разного рода злоупотребления на региональном уровне.
В таком контексте неудивительно, что на общефедеральном уровне ОНФ и «Единая Россия» сравнительно быстро нашли общий язык и выстроили схему взаимодействия, которая работает и до сих пор. Впрочем, в этой схеме в рамках текущей электоральной кампании появилась одна существенная новация. Если в 2011 году ОНФ получил своего рода квоту в партсписке, то теперь общественникам пришлось самостоятельно пробиваться через сито майских праймериз. Чтобы поучаствовать в выборах в качестве кандидатов-одномандатников либо для включения в список, им пришлось помериться силами с собственно единороссами, то есть по определению с профессиональными политиками, у многих из которых за спиной далеко не одна выборная кампания.
Объективно говоря, многим общественникам всё это было в новинку, и возникали известные сомнения – смогут ли «фронтовики», будь они трижды специалистами в своих – как правило, социально ориентированных – областях, потягаться с теми людьми, для которых политика стала профессией.
Судя по общенациональным итогам предварительного голосования, «фронтовики» экзамен на политическую зрелость сдали. Особенно это касается избирательных кампаний в крупных российских городах. Так, глава направления ОНФ по образованию Любовь Духанина в Москве не оставила шансов конкурентам. Главный редактор газеты «Культура» и член ОНФ Елена Ямпольская заняло первое место на праймериз в Челябинске. В Санкт-Петербурге Сергей Боярский занимает второе место в списке. В Воронеже первое место в списке у известного тележурналиста Евгения Ревенко. В Красноярске Сергей Сокол входит в число победителей. В Волгограде первым по списку идёт Евгений Москвичев, а Леонид Огуль — в Астрахани, в Ставрополе первое место в списке у Ольги Тимофеевой, в Сыктывкаре — у Ольги Савастьяновой. В Пензе победила Анна Кузнецова, а Александр Ильтяков в Кургане. В Краснодаре руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко входит в тройку лидеров. Все они – те самые «делегаты от ОНФ» на праймериз партии власти.
После подведения окончательных итогов праймериз все они вполне претендуют на серьезный результат уже в рамках собственных избирательных кампаний. Более того, если не произойдет какого-то форс-мажора, а сами кандидаты не расслабятся, их шансы в данных регионах являются предпочтительными.
Совершенно по другому сценарию разворачивалась ситуация в Карелии. «Фронтовик» Илья Косенков, председатель общественной организации «Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия», столкнулся с совершенно непривычным для него прессом предвыборной кампании, не смог «сдержать удар» и принял решение отказаться от участия в праймериз. Более того, по все отчетливее подтверждающейся информации, ему уже обещано место в проходной части списка КПРФ на выборах депутатов Законодательного собрания РК.
Руководитель исполкома регионального отделения ОНФ в Карелии Анна Лопаткина при голосовании по номинированию в кандидаты в депутаты Государственной думы заняла четвертое место из семи, получив 13.65% голосов. При этом в своем родном городе Кондопоге Лопаткина стала безоговорочным победителем, оставив позади лидера праймериз в республике – действующего депутата Госдумы Валентину Пивненко.
Другими словами, достигнутые результаты – не то, на что рассчитывали карельские «фронтовики» в момент подачи документов на участие в праймериз «Единой России». Тем не менее, ОНФ доказал свою значимость в глазах республиканских избирателей. Требуются, конечно, и качественные, и количественные исследования, но предварительный вывод можно сделать такой: в Карелии избиратели могут поверить в то, что «фронтовики» сумеют эффективно представлять их в качестве депутатов, сумеют работать политиками. Подтверждает это и тезис о существующем запросе на обновление депутатского корпуса и приход новых профессионалов в региональную политику. Вот только стоит ли «заходить» через «Единую Россию» в нынешних политических обстоятельствах?