Проехав в минувшие выходные по городу карельских «бумажников» Кондопоге, я поразился обилию предвыборной агитации «Единой России» – от огромных баннеров с портретами партийных кандидатов в депутаты республиканского парламента на улицах до плакатов ««Единая Россия» – партия народа» в местных торговых точках. Причем, политическая реклама других партий оказалась настолько незаметной – я обратил внимание лишь на баннер кандидата в Госдуму от ЛДПР, что невольно создавалось впечатление, будто Кондопога живет в однопартийной системе.
Отчасти такая агрессивная агитация партии власти в городе «бумажников» объяснима ситуацией на Кондопожском ЦБК, который за несколько месяцев до выборов был объявлен банкротом, и одно это обстоятельство ставит под сомнение неоднократные заявления республиканского руководства о стабилизации положения на некогда крупнейшем промышленном предприятии Карелии. Кроме того, итоги выборов в Кондопоге и Кондопожском районе традиционно определяло голосование работников комбината, а победившего на «единороссовских» праймериз исполнительного директора предприятия Юрия Айвазова в партийной команде почему-то не оказалось, и теперь ей нужно завоевывать симпатии «бумажников», для которых в мае было даже организовано автобусное сообщение с избирательными участками.
Впрочем, подобную картину можно увидеть не только в Кондопоге. Политическое многообразие в Карелии заметно разве что в Петрозаводске, но и здесь по количеству предвыборной агитации партия власти явно опережает соперников по Госдуме, а из непарламентских партий с «Единой Россией» может конкурировать, пожалуй, только «Родина», агитаторы которой с быстротой тараканов заклеивают своими листовками городские заборы и фонарные столбы. Но в Карелии «Родину» скорее можно назвать личным, чем партийным проектом, ведь вся ее агитация крутится вокруг имени влиятельного петрозаводского бизнесмена, баллотирующегося и в Госдуму, и в республиканский парламент.
Добавьте к агрессивной наглядной агитации «единороссов» их уже ничем не скрываемый пиар на телеканалах и вы получите полную картину «равных возможностей» участников предвыборного марафона. Не удивительно, что по опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения «Единая Россия» с огромным отрывом лидирует в электоральных предпочтениях россиян. Если верить ВЦИОМу, в конце августа за партию власти на предстоящих выборах в Госдуму проголосовали бы более 41 процента избирателей страны. На втором месте по симпатиям россиян – ЛДПР, которую готовы поддержать немногим более 12 процентов электората. На третьем – КПРФ, которым ВЦИОМ дал менее 8 процентов голосов. Примечательно, что даже «Справедливая Россия», по этим опросам, рискует не пройти в Госдуму, не говоря о тех партиях, которые вообще не представлены сейчас в российском парламенте.
Все это, на мой взгляд, должно убедить граждан страны, что реальными претендентами на победу в выборах является «Единая Россия» и две, от силы – три думских партии, собственно, и представляющих нынешнюю российскую власть. А поэтому тот, кто хотел бы ее поменять, может выбирать только среди этих двух-трех партий, либо голосовать за «стабильность», поддерживая главный политический курс. Для тех же, кого не устраивает такой выбор, нынешняя избирательная кампания фактически не оставляет шанса, но на это, видимо, и делается расчет: не увидевший возможности политической альтернативы избиратель не придет на участок для голосования, что только увеличит процент поддержки для партии власти.
Количество тех, кто не стал бы участвовать в выборах, по данным ВЦИОМ, превышает число тех, кто проголосовал бы за ЛДПР, а желающих испортить бюллетень оказалось столько же, сколько, согласно опросу, поддержало бы партию «Яблоко».