Слова карельского главы Артура Парфенчикова о том, что троллейбусы в Петрозаводске «свое отжили», произнесенные губернатором во время недавней встречи со студентами, многие в республиканской столице восприняли как удар под дых муниципальному предприятию «Городской транспорт», которое оказалось в тяжелом финансовом положении после повышения цен на проезд и серьезного изменения схемы движения, лишивших МУП значительных доходов. Мы встретились с последним избранным мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной и поговорили о том, есть ли будущее у городских троллейбусов.
– Галина Игоревна, разделяете ли Вы точку зрения губернатора?
– Я бы отметила два момента – субъективный и объективный. Первый заключается в том, что у каждого из нас есть свои личные предпочтения. Кто-то любит передвигаться на собственном автомобиле, кто-то – на маршрутках, кто-то – на троллейбусе. Я не могу сказать, что люблю троллейбусы или маршрутки в силу того, что в городе так и не решен вопрос транспортной доступности, и это претензия к самой себе, как к бывшему мэру Петрозаводска, потому что я не успела это сделать. Но тогда это было связано еще и с закрытием Гоголевского моста – сейчас он открыт, можно заниматься транспортной схемой и выстраивать нормальную логистику, чтобы городской общественный транспорт удовлетворял потребностям петрозаводчан.
Однако для меня есть один фактор, который не позволяет разбрасываться городскими троллейбусами. Это – единственный муниципальный вид общественного транспорта, и когда я работала мэром, для меня это было краеугольным камнем. Есть многолетний опыт, есть хороший персонал, есть техническое оснащение и есть возможность контролировать цены на проезд. Понятно, какие вложения были в МУП «Городской транспорт» – мы закрывали долги предыдущих лет, но я это делала, прекрасно представляя, что эти деньги все равно вернутся в бюджет, потому что сэкономленные горожанами средства на проезде в общественном транспорте пойдут в магазины, в коммунальную сферу, в музеи, т.е. они будут потрачены на территории Петрозаводска. И плюс – мы сдерживали частных перевозчиков.
Если мне не изменяет память, еще в 2015 году – перед моим уходом – действовала федеральная программа по замене троллейбусного парка, но мы тогда не смогли этим воспользоваться, потому что правительство Карелии (тогда республику возглавлял Александр Худилайнен – прим. «Черники») отказалось от софинансирования. Но сам факт существования этой программы говорит о том, что даже на уровне государства троллейбусы не признаны каким-то отжившим видом общественного транспорта. И если мы обратимся к мировой практике, то увидим, что троллейбусы используются и в Великобритании, и в Северной Америке. Зачем нам от них отказываться?
Я не хочу оценивать высказывание главы Карелии. Возможно, у него были какие-то основания для этого, но я вижу, что мы не создаем равные условия для конкуренции в сфере общественного транспорта…
– У меня, наоборот, сложилось мнение – после повышения цен на проезд в троллейбусе, которое странным образом совпало с запретом движения по нескольким городским мостам, где, тем не менее, продолжают ездить частные перевозчики, что в Петрозаводске предпринимается новая попытка обанкротить МУП «Городской транспорт». У Вас нет такого ощущения?
– Я бы не стала бросаться такими словами, потому что не анализировала эти события. Для меня важно, кто и как будет контролировать цены на проезд в городском транспорте, если не будет муниципального предприятия. Меня очень интересует, какие есть федеральные программы в этой сфере, а если есть, то почему мы в них не участвуем. И третий момент – изучали ли мы опыт других городов и стран, чтобы отказываться от троллейбусов, как от ненужного вида транспорта?
Если же говорить о банкротстве, мы прекрасно понимаем, что муниципальное предприятие находится в неравных условиях с частными перевозчиками. Посмотрите на налоговые платежи! Когда я работала мэром, я видела, какое количество денег поступает в бюджет в виде налогов от частных перевозчиков и от МУП «Городской транспорт». Почему я не боялась выделять предприятию такие огромные субсидии? Оно за три месяца половину этих средств в виде налогов вернуло. Как градоначальник, я понимала, что это – абсолютно «белое» с точки зрения налогообложения предприятие. Что касается частных перевозчиков, я не уверена в том, что там все так же прозрачно. Кроме того, муниципальное предприятие обеспечивает рабочими местами несколько сотен горожан.
– Как я понимаю, один из главных аргументов тех, кто хотел бы избавиться в Петрозаводске от троллейбусов, – это то, что муниципальное предприятие постоянно требует финансовой поддержки из городского бюджета. В Таллине, кстати, весь общественный транспорт – и автобусы, и трамваи, и троллейбусы – содержится за счет муниципалитета, при этом население города ездит в них бесплатно. Возможно ли, на Ваш взгляд, в Петрозаводске выстроить какую-то более или менее эффективную модель финансирования троллейбусных перевозок?
– Опять же нужно правильно считать. Когда я работала мэром города, мы учитывали все налоги, которые МУП «Городской транспорт» перечисляет в местный бюджет, мы анализировали пассажиропоток и выручку, и финансовая поддержка предприятию оказалась в итоге не такими уж большими деньгами. Приведенный Вами пример Таллина показывает, что нужно считать не только средства, которые были выделены на поддержку общественного транспорта, но и те средства, которые муниципалитет получил взамен. Кто-то задумывался, что будет, если город останется без троллейбусов – с «маршрутками», куда не зайти с детскими колясками или людям с ограниченными возможностями? Вы пустите большие автобусы по нашим улицам?
А самое главное – это все должно обсуждаться с горожанами. Это принципиальный вопрос, который касается каждого жителя Петрозаводска, даже если он, как я, не пользуется общественным транспортом, ведь у меня есть мама и друзья, которые на нем ездят. И если в городе выросла цена на проезд в троллейбусе, это ударило по семейному бюджету. Я напомню также, что общественный транспорт – это полностью полномочия муниципалитета. Это полномочия, за которые мы платим.