Так выглядит общественный транспорт эстонской столицы, численность населения которой всего лишь в полтора раза больше, чем в Петрозаводске. И каждый житель Таллина может ездить на трамваях, троллейбусах и автобусах совершенно бесплатно. Вот уже пять лет…

Часть затрат на содержание общественного транспорта Таллина поступает в качестве субсидии из муниципального бюджета, еще часть – это доходы от платной парковки. Однако переход эстонской столицы к бесплатному городскому транспорту не нанес ощутимого удара по местной казне. Дело в том, что она формируется в основном за счет подоходного налога с физических лиц, а чтобы получить право на бесплатный проезд в таллинских трамваях, троллейбусах и автобусах, нужно иметь, если можно так выразиться, городскую прописку. В итоге многие стали регистрироваться в столице Эстонии, и это привело к дополнительным налоговым поступлениям в муниципальный бюджет.

Добираться до центра Таллина лучше на общественном транспорте или велосипеде. Фото: Валерий Поташов
Добираться до центра Таллина лучше на общественном транспорте или велосипеде. Фото: Валерий Поташов

Инновационный подход позволил таллинским властям не только найти оптимальную модель организации общественного транспорта, но и уменьшить загруженность городских улиц. Столичные жители стали меньше пользоваться собственными автомобилями, предпочитая им бесплатные трамваи, троллейбусы и автобусы.

Однако в Петрозаводске, который, как и Таллин, имел когда-то статус столицы союзной республики бывшего СССР, додумались лишь до того, чтобы поднять стоимость проезда в городских троллейбусах до уровня частных «маршруток». При этом местный бюджет отнюдь не избавился от расходов на поддержку электротранспорта. Кроме того, несколько мостов в центре карельской столицы оказались закрыты для троллейбусного движения – под предлогом уменьшения транспортной нагрузки, но этот запрет не затронул интересы частных перевозчиков.

Городские троллейбусы оказались в Петрозаводске изгоями. Фото: Валерий Поташов
Городские троллейбусы оказались в Петрозаводске изгоями. Фото: Валерий Поташов

Как результат этих более чем странных мер, способствующих лишь росту доходов владельцев «маршруток», муниципальное предприятие «Городской транспорт» лишилось своих пассажиров и погрязло в огромных убытках. Его явно подталкивают к банкротству, которого оно чудом избежало несколько лет назад. Впрочем, стоит ли переживать по поводу уничтожения петрозаводского троллейбуса? В «неизбежное прекрасное будущее», которое пообещал россиянам президент, вполне можно отправиться и на зачумленных «пазиках»…

В "неизбежное светлое будущее". Фото: Валерий Поташов
В «неизбежное прекрасное будущее». Фото: Валерий Поташов