Юлия Орехова

Юлия Орехова

В 2006 году окончила филфак ПетрГУ. В журналистике 10 лет. Начинала в частной газете "Олонецкие соседские вести" корреспондентом, затем работала редактором. Газету читатели любили, а власть побаивалась. Сейчас её очень не хватает в Олонце. С 2011 по 2019 годы работала корреспондентом районной газеты "Олония". Из-за разных взглядов с руководством района, какой должна быть журналистика, была уволена по сокращению штата. Член Союза журналистов России.

«Черника» внимательно следит за развитием «автобусной» истории в Питкярантском районе Карелии. Четыре года активист Павел Черников добивается автобуса из Питкяранты до поселка Харлу, в котором проживает около 800 человек, «Черника» уже рассказывала об этом. Павел составил и выложил в группе «ВКонтакте» бланк соответствующего заявления в администрацию и совет депутатов Питкярантского района, чтобы заявления рассмотрели 27 января на публичных слушаниях по стратегии развития района до 2025 года.

Гражданский активист Павел Черников на слушания приехал на такси, чтобы отстаивать право жителей Харлу на транспортное сообщение.

Минтранс тормозит

После публикации «автобусной» истории с «Черникой» связался директор ООО «Финанс Сервис» Александр Котыш. Фирма занимается продажей автобусных билетов в Питкяранте и Сортавале и заинтересована в том, чтобы между этими городами регулярно курсировали автобусы. Александр поделился своей версией того, почему в Харлу не ходит автобус.

За регулярные межмуниципальные перевозки отвечает Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи. Оно формирует маршруты и «разыгрывает» их на конкурсах. В один лот могут включить несколько маршрутов. Победителю конкурса выдается свидетельство об осуществлении перевозок. Так, в 2017 году состоялся открытый конкурс, на котором в один лот были включены два маршрута: № 515 (Петрозаводск – Ведлозеро — Питкяранта) и № 701 (Питкяранта – Ляскеля — Сортавала). Победителем конкурса признано ООО «Авторанта+» (директор Николай Дронов). «В отличие от 701-го 515-й выгодный маршрут. «Авторанта+» регулярно осуществляет рейсы», — отметил Александр Котыш. С 1 марта 2018 года из Питкяранты до Сортавалы (с остановкой у развилки на поселок Харлу, что в 6 км от трассы) автобус «Авторанты+» не ездил ни разу. В Минтрансе об этом прекрасно знали, т.к. предприятие предоставляет туда ежеквартальные отчёты.

9 сентября 2019 года Александр Котыш письменно просит Минтранс прекратить действие свидетельства «Авторанты+» в связи с отсутствием перевозок по маршруту № 701, что является нарушением федерального законодательства. Через месяц Минтранс отвечает, что указанный факт действительно может служить основанием для прекращения свидетельства. И если найдётся другой перевозчик на эти маршруты, с «Авторантой+» распрощаются. Пока желающих не нашлось, хотя министерство тщательно их искало на протяжении всего 2019 года, говорится в ответе из Минтранса.

Александр Котыш находит желающего. 28 октября 2019 г. в Минтранс поступает заявление индивидуального предпринимателя Михаила Коршунова, в котором перевозчик выражает «готовность и намерение осуществления рейсов по маршрутам № 515 и № 701» и просит «рассмотреть возможность изменения времени отправления из начального и конечного пункта маршрута № 701». Причем в случае выдачи временного свидетельства предприниматель Коршунов готов приступить к работе немедленно и ездить по существующему расписанию.

В ответном письме министерство вновь признает недоработку «Авторанты+», но, чтобы не срывать рейсы из карельской столицы в Питкяранту, не решается лишить нерадивого перевозчика свидетельства. А если и решится, то сообщит об этом «в интернете».

Был да сплыл маршрут

На сайте ГУП РК «Карелавтотранс» есть карта маршрутов за 2013 год. На ней отмечен маршрут № 514 (Питкяранта — Харлу). Сейчас он недействителен. Александр Котыш пояснил причину. В 2013 году правительство Карелии отдало все пассажирские перевозки на откуп питерцам. Тогда карельские перевозчики остались не у дел. В Питкяранту и Сортавала было несколько маршрутов. Питерцы посчитали, что этого достаточно, и закрыли 514-й маршрут. Когда предпринимателей из северной столицы удалось выгнать из Карелии, маршрут на Харлу возобновлять не стали.

Александр Котыш также отметил, что развитию автобусного сообщения способствует «Ласточка» из Санкт-Петербурга. До Вяртсиля, например, ходит три автобуса в день. Так что и у 701-го маршрута есть неплохая перспектива. «Думаю, можно было бы включить в маршрут и заезд в Харлу», — верит директор «Финанс Сервиса».

Дорога в плохом состоянии

Почему «Авторанта+» не осуществляет рейсы из Питкяранты до Сортавала? Этот вопрос мы намеревались задать по телефону директору предприятия Николаю Дронову. Однако Николай Сергеевич в общении с журналистом смысла не увидел.

Зато в Минтрансе республики скрывать ничего не стали и четко высказали свою позицию.

«Отслеживать межмуниципальные маршруты легче, чем те, что внутри районов. Мы знали о неосуществлении рейсов по 701-му маршруту, выносили предупреждения перевозчику. Прекратить действие свидетельства не могли, так как не было других желающих на этот маршрут, — признался начальник отдела транспорта Андрей Наумов. — Рейсы по 701-му маршруту возобновились 21 декабря. В этом нас заверил директор «Авторанты+» Николай Дронов. Возобновить 514-й маршрут до Харлу не представляется возможным. Дорога от трассы до поселка длиной шесть километров в очень плохом состоянии, ей не присвоена категория, нельзя пускать по ней автобусы. Да и будет ли рентабелен этот рейс, учитывая численность населения в Харлу? Предложение предпринимателя Коршунова было отклонено. У перевозчика нет своей ремонтной базы в Питкяранте. Кроме того, он предполагал осуществлять рейсы одной машиной: сначала по 515-му маршруту до Питкяранты, а затем по 701-му до Сортавала. Такого быть не должно».

Своими силами

Тем не менее вопрос общественного транспортного сообщения между Питкярантой и Харлу решен.

«Мы несколько раз объявляли конкурс на осуществление пассажироперевозок в этом направлении, но никто не заявлялся, — заверил «Чернику» заместитель главы администрации Питкяранского района Станислав Карповский. — Дорога до Харлу в ужасном состоянии. Она республиканская. Когда будет ремонтироваться, неизвестно. Людей в Харлу живёт мало. Перевозки не приносят прибыли. Мы приняли решение, что перевозками займется казённое учреждение «Хозуправление». Лицензия получена, автобус на ходу. Готовится постановление об утверждении тарифа. Планируем запустить автобус к 10 февраля, но, возможно, получится и раньше».

27 января в Питкярантской администрации состоялись публичные слушания. Обсуждалась стратегия развития района до 2025 года. По информации Павла Черникова, приехавшего на слушания на такси, от жителей Харлу поступило около 15 заявлений с просьбой о запуске автобуса до Харлу. На слушаниях объявили, что автобус будет.

Усилия общественников дают свои плоды – и это отлично. Но остаются вопросы к правительству республики: когда дороги к малым деревням и посёлкам начнут приводить в порядок? Средства сосредотачиваются на городских и больших региональных дорогах, а малые региональные позабыты. А если и ремонтируются, то из года в год одни и те же.

О каком развитии, в том числе деревенского туризма, можно говорить, если к этой самой деревне разве что на вездеходе проехать можно. Элементарный автобус между населенными пунктами не ходит – и это в порядке вещей по всей республике. А Минтранс РК умывает руки: дороги в ужасном состоянии!  Но мы же знаем, что дорога, например, до Харлу — региональная, чинить ее нужно за счет республиканского бюджета. И сколько таких дорог по всей Карелии, а понимания – что с ними делать, у правительства нет. Зато активные люди в «неперспективных» деревнях и поселках знают – только они сами могут что-то изменить. И самое главное — напоминать о себе, теребить власть и заставлять ее работать.