«Черника» внимательно следит за развитием «автобусной» истории в Питкярантском районе Карелии. Четыре года активист Павел Черников добивается автобуса из Питкяранты до поселка Харлу, в котором проживает около 800 человек, «Черника» уже рассказывала об этом. Павел составил и выложил в группе «ВКонтакте» бланк соответствующего заявления в администрацию и совет депутатов Питкярантского района, чтобы заявления рассмотрели 27 января на публичных слушаниях по стратегии развития района до 2025 года.
Минтранс тормозит
После публикации «автобусной» истории с «Черникой» связался директор ООО «Финанс Сервис» Александр Котыш. Фирма занимается продажей автобусных билетов в Питкяранте и Сортавале и заинтересована в том, чтобы между этими городами регулярно курсировали автобусы. Александр поделился своей версией того, почему в Харлу не ходит автобус.
За регулярные межмуниципальные перевозки отвечает Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи. Оно формирует маршруты и «разыгрывает» их на конкурсах. В один лот могут включить несколько маршрутов. Победителю конкурса выдается свидетельство об осуществлении перевозок. Так, в 2017 году состоялся открытый конкурс, на котором в один лот были включены два маршрута: № 515 (Петрозаводск – Ведлозеро — Питкяранта) и № 701 (Питкяранта – Ляскеля — Сортавала). Победителем конкурса признано ООО «Авторанта+» (директор Николай Дронов). «В отличие от 701-го 515-й выгодный маршрут. «Авторанта+» регулярно осуществляет рейсы», — отметил Александр Котыш. С 1 марта 2018 года из Питкяранты до Сортавалы (с остановкой у развилки на поселок Харлу, что в 6 км от трассы) автобус «Авторанты+» не ездил ни разу. В Минтрансе об этом прекрасно знали, т.к. предприятие предоставляет туда ежеквартальные отчёты.
9 сентября 2019 года Александр Котыш письменно просит Минтранс прекратить действие свидетельства «Авторанты+» в связи с отсутствием перевозок по маршруту № 701, что является нарушением федерального законодательства. Через месяц Минтранс отвечает, что указанный факт действительно может служить основанием для прекращения свидетельства. И если найдётся другой перевозчик на эти маршруты, с «Авторантой+» распрощаются. Пока желающих не нашлось, хотя министерство тщательно их искало на протяжении всего 2019 года, говорится в ответе из Минтранса.
Александр Котыш находит желающего. 28 октября 2019 г. в Минтранс поступает заявление индивидуального предпринимателя Михаила Коршунова, в котором перевозчик выражает «готовность и намерение осуществления рейсов по маршрутам № 515 и № 701» и просит «рассмотреть возможность изменения времени отправления из начального и конечного пункта маршрута № 701». Причем в случае выдачи временного свидетельства предприниматель Коршунов готов приступить к работе немедленно и ездить по существующему расписанию.
В ответном письме министерство вновь признает недоработку «Авторанты+», но, чтобы не срывать рейсы из карельской столицы в Питкяранту, не решается лишить нерадивого перевозчика свидетельства. А если и решится, то сообщит об этом «в интернете».
Был да сплыл маршрут
На сайте ГУП РК «Карелавтотранс» есть карта маршрутов за 2013 год. На ней отмечен маршрут № 514 (Питкяранта — Харлу). Сейчас он недействителен. Александр Котыш пояснил причину. В 2013 году правительство Карелии отдало все пассажирские перевозки на откуп питерцам. Тогда карельские перевозчики остались не у дел. В Питкяранту и Сортавала было несколько маршрутов. Питерцы посчитали, что этого достаточно, и закрыли 514-й маршрут. Когда предпринимателей из северной столицы удалось выгнать из Карелии, маршрут на Харлу возобновлять не стали.
Александр Котыш также отметил, что развитию автобусного сообщения способствует «Ласточка» из Санкт-Петербурга. До Вяртсиля, например, ходит три автобуса в день. Так что и у 701-го маршрута есть неплохая перспектива. «Думаю, можно было бы включить в маршрут и заезд в Харлу», — верит директор «Финанс Сервиса».
Дорога в плохом состоянии
Почему «Авторанта+» не осуществляет рейсы из Питкяранты до Сортавала? Этот вопрос мы намеревались задать по телефону директору предприятия Николаю Дронову. Однако Николай Сергеевич в общении с журналистом смысла не увидел.
Зато в Минтрансе республики скрывать ничего не стали и четко высказали свою позицию.
«Отслеживать межмуниципальные маршруты легче, чем те, что внутри районов. Мы знали о неосуществлении рейсов по 701-му маршруту, выносили предупреждения перевозчику. Прекратить действие свидетельства не могли, так как не было других желающих на этот маршрут, — признался начальник отдела транспорта Андрей Наумов. — Рейсы по 701-му маршруту возобновились 21 декабря. В этом нас заверил директор «Авторанты+» Николай Дронов. Возобновить 514-й маршрут до Харлу не представляется возможным. Дорога от трассы до поселка длиной шесть километров в очень плохом состоянии, ей не присвоена категория, нельзя пускать по ней автобусы. Да и будет ли рентабелен этот рейс, учитывая численность населения в Харлу? Предложение предпринимателя Коршунова было отклонено. У перевозчика нет своей ремонтной базы в Питкяранте. Кроме того, он предполагал осуществлять рейсы одной машиной: сначала по 515-му маршруту до Питкяранты, а затем по 701-му до Сортавала. Такого быть не должно».
Своими силами
Тем не менее вопрос общественного транспортного сообщения между Питкярантой и Харлу решен.
«Мы несколько раз объявляли конкурс на осуществление пассажироперевозок в этом направлении, но никто не заявлялся, — заверил «Чернику» заместитель главы администрации Питкяранского района Станислав Карповский. — Дорога до Харлу в ужасном состоянии. Она республиканская. Когда будет ремонтироваться, неизвестно. Людей в Харлу живёт мало. Перевозки не приносят прибыли. Мы приняли решение, что перевозками займется казённое учреждение «Хозуправление». Лицензия получена, автобус на ходу. Готовится постановление об утверждении тарифа. Планируем запустить автобус к 10 февраля, но, возможно, получится и раньше».
27 января в Питкярантской администрации состоялись публичные слушания. Обсуждалась стратегия развития района до 2025 года. По информации Павла Черникова, приехавшего на слушания на такси, от жителей Харлу поступило около 15 заявлений с просьбой о запуске автобуса до Харлу. На слушаниях объявили, что автобус будет.
Усилия общественников дают свои плоды – и это отлично. Но остаются вопросы к правительству республики: когда дороги к малым деревням и посёлкам начнут приводить в порядок? Средства сосредотачиваются на городских и больших региональных дорогах, а малые региональные позабыты. А если и ремонтируются, то из года в год одни и те же.
О каком развитии, в том числе деревенского туризма, можно говорить, если к этой самой деревне разве что на вездеходе проехать можно. Элементарный автобус между населенными пунктами не ходит – и это в порядке вещей по всей республике. А Минтранс РК умывает руки: дороги в ужасном состоянии! Но мы же знаем, что дорога, например, до Харлу — региональная, чинить ее нужно за счет республиканского бюджета. И сколько таких дорог по всей Карелии, а понимания – что с ними делать, у правительства нет. Зато активные люди в «неперспективных» деревнях и поселках знают – только они сами могут что-то изменить. И самое главное — напоминать о себе, теребить власть и заставлять ее работать.