«У российской власти две главные беды – это абсолютная неэффективность и абсолютная безответственность, потому что в стране никто не отвечает за результат, который необходимо достигнуть…» Этот вывод, озвученный на Питерском международном экономическом форуме депутатом Госдумы Андреем Макаровым, достаточно точно характеризует работу карельского правительства и, в частности, Министерства здравоохранения РК.
В начале апреля «Черника» сообщила о скандале вокруг обеспечения льготными медицинскими препаратами жителей республики. Страдающие различными социально-значимыми заболеваниями буквально завалили жалобами надзорные органы и сам Минздрав, требуя положенные по закону лекарства. Врачи выдавали льготникам рецепты, но в аптеках людям отказывали, объясняя затянувшимися процедурами закупки – некоторых препаратов на складах не было с начала года по май, чего в прежние годы не случалось.
Доходило до неприятных инцидентов: в одной из поликлиник Петрозаводска не получивший положенный препарат больной вышел из кабинета врача с угрозами: «Я пошел за топором, а вы вызывайте Росгвардию…»
Видимо, закрывать глаза на происходящее больше возможности не было, и по согласованию с прокурором РК в течение двадцати дней – с 10 апреля по 10 мая специалистами Росздравнадзора по Республике Карелия проводилась внеплановая выездная проверка в отношении Минздрава Карелии, которую возглавила руководитель службы Наталья Юрчак.
Как сказано в заключительном акте, который оказался в распоряжении редакции «Черники», целью Росздравнадзора являлось проверить полноту и качество осуществления Минздравом Карелии полномочий в сфере организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми медицинским препаратами, медицинскими изделиями, координации деятельности подведомственных медицинских и аптечных учреждений, участвующих в обеспечении населения Карелии медицинскими препаратами и изделиями на льготных условиях, оценки достоверности фактов, изложенных в обращениях граждан по вопросу их обеспечения положенным по федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Проверяющие пришли к выводу, что положения этого основополагающего в сфере здравоохранения государственного нормативного акта были нарушены, а лицами, допустившими нарушение, является министр здравоохранения Марина Швец и двое ее подчиненных – заместитель министра, отвечающий за закупки Сергей Мазырко (подполковник юстиции в отставке, который занял свое последнее место работы в апреле 2016 года, перейдя в министерство из антимонопольной службы), а также заместитель начальника отдела организации ресурсного и лекарственного обеспечения здравоохранения Инга Исакова.
Чтобы не мучить читателей длинными выдержками из выводов специалистов Росздравнадзора отметим: субвенции из федерального бюджета на закупку лекарств и медицинских изделии выделялись своевременно и в полном объеме (более 66 миллионов рублей), однако у специалистов Минздрава «не получилось» разрулить эти денежные потоки, чем они поставили под угрозу здоровье десятков, если не тысяч жителей Карелии, а это диабетики, сердечники, астматики, нуждающиеся в особом питании инвалиды, многие другие категории – дети и взрослые.
Лично мне больно было смотреть на матерей детей, страдающих диабетом, которые со слезами на глазах умоляли чиновников выдать им положенные лекарства и средства контроля сахара крови. И чиновники, натянув на лица маски благодушия, проводили встречи (в зачет своего рабочего времени, разумеется), обещали, просили не поднимать шум… Но шум подняли члены Карельского диабетического союза, которые 31 марта на своем очередном перевыборном собрании подписали коллективное обращение в целый ряд инстанций, включая прокурора РК и президента страны. Возможно, именно это коллективное обращение и стало последней каплей, потянув за собой проверку неэффективной финансовой деятельности Минздрава Карелии.
Однажды в аптеке, где выдаются лекарства льготникам, я застала рыдающую женщину, которая умоляла выдать ей назначенные врачом препараты. Ну как же так, недоумевала она, ведь рецепт есть, где же лекарства? Лекарства нет, – отвечала женщине провизор. «Но я не могу каждый день ездить в город из своего поселка, нет денег на это…», – продолжала убеждать аптекаря льготница. За ней в очереди стояли с десяток таких же граждан «на ожидании», которые ежемесячно ходят к своему доктору за рецептами, выписывая новые, так как срок действия рецепта – месяц. Достаточно сказать, что на 31 декабря 2017 года в Карелии числилось всего 62 отсроченных рецепта, а в апреле 2018 уже 876! Кстати, проверка Росздравнадзора указала Минздраву Карелии, что существующий в республике порядок нарушает федеральные нормативные акты, в соответствии с которыми переоформлять отсроченные рецепты не требуется. А ведь эта свистопляска, отнимающая время у врачей и пациентов, длится давно.
Проверка, выявившая нарушения прав граждан при обеспечении льготными лекарственными препаратами, еще требует детальных выводов. Только один вопиющий факт: по состоянию на 1 января 2018 года остаток бюджетных ассигнований, представленных в 2017 году бюджету республики Карелия из федерального бюджета и не исполненных, составил 2,8 миллиона рублей. Эти средства, выделенные в конце 2016 года, возвращены в федеральный бюджет (письмо Минздрава РК от 09.01.2018 №55/15.1-25/МЗи). Корректировка объема федеральной субвенции по состоянию на 01.10.2017 и 01.12.2017 в сумме 1 588 100 рублей также Минздравом была не исполнена… В результате отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, не получили в 2017 году лекарственные препараты при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях в общей сложности на сумму 4 343 582, 64 рубля. «Данный факт был скрыт», – подчеркивают проверяющие.
Медицинская сфера в Карелии давно стала сферой скандалов. Особенно много пересудов и негативных оценок вызывают назначения на руководящие посты в здравоохранении – от министров (как быстро глава Карелии Артур Парфенчиков снял с должности им же назначенную Ольгу Лазаревич, заменив ее на ничем особо не отличившуюся как руководителя Марину Швец) до их заместителей и главврачей больниц. Еще можно вспомнить попытку отдать в концессию бизнесменам от медицины государственное офтальмологическое отделение республиканской больницы, которое спасли от уничтожения сами его работники…
В здравоохранении Карелии все так плохо, что главе региона пришлось вводить дополнительную (к не справившейся с этим направлением Ларисе Подсадник) ставку вице-премьера по медицине и социальной политике, на которую был приглашен (по сложившейся нехорошей традиции) бывший пристав Игорь Корсаков. Стало ли от еще одного чиновника-управленца лучше наше здравоохранение? Вряд ли! Но денег на медицину теперь уходит больше на пару миллионов в год – это как минимум, ведь содержать высокопоставленного чиновника и его аппарат – удовольствие не дешевое.
Злые языки говорят, что Марина Швец уже написала заявление об отставке. Надо ли ее держать на министерском посту, как вы думаете, читатели?