Срыв пассажирских автоперевозок в районах республики, аресты автобусов карельских предпринимателей под видом «борьбы с нелегалами» и забастовка водителей в Петрозаводске – все это стало темой обсуждения на «Правительственном часе» в парламенте Карелии утром 20 апреля. Вышедший на парламентскую трибуну председатель республиканского комитета по транспорту Виктор Дроздов попробовал было смягчить остроту поднятых депутатами вопросов, но в итоге ему даже пригрозили отставкой. Судя по словам парламентариев, ситуация в сфере пассажирских автоперевозок в Карелии накалена настолько, что вот-вот произойдет социальный взрыв.

«Комитет не слышит людей, – считает депутат Светлана Логинова. – Муниципальные перевозки рухнули, а комитет без конца ссылается на то, что это обязанности муниципалитетов на местах. И если к вам сейчас только 65 обращений с жалобами, то в районах уже люди готовятся к бунту, потому что назревает дачный сезон!».

Автовокзал в Петрозаводске. Фото: Валерий Поташов
Автовокзал в Петрозаводске. Фото: Валерий Поташов

Как было отмечено во время обсуждения, причиной сложившейся ситуации стал передел рынка автобусных перевозок в Карелии, вызванный прошлогодним конкурсом на пригородные и межмуниципальные маршруты, который организовал комитет по транспорту. Республиканские власти решили сократить почти сотню конкурсных лотов до четырех, в каждый из которых поместили десятки автобусных маршрутов. В итоге значительная часть карельских предпринимателей и небольших фирм была вытеснена с регионального рынка автоперевозок, а многие убыточные рейсы попросту оказались закрыты. Комиссия республиканского управления Федеральной антимонопольной службы усмотрела в действиях организатора конкурса признаки ограничения конкуренции, но когда и депутаты, и уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнетова в очередной раз поинтересовались у руководителя Госкомитета Карелии по транспорту, собирается ли тот как-то менять правила игры, господин Дроздов ответил, что судебных решений, которые бы требовали отменить итоги конкурса, нет.

Виктор Дроздов. Фото: Валерий Поташов
Виктор Дроздов. Фото: Валерий Поташов

– Вы постоянно ссылаетесь на федеральное законодательство, а скажите, пожалуйста, по 220-му закону (федеральный закон об организации регулярных перевозок пассажиров – прим. «Черники») обязательно проведение конкурса или возможен заявительный порядок, где вы даете разрешение на работу по маршрутам? –  спросила у председателя Госкомитета по транспорту Карелии бизнес-омбудсмен Елена Гнетова.

– Аукционы все равно проводить необходимо. Отбор подрядчиков проводить необходимо, там есть некоторые тонкости этого закона, которые определяют, чтобы перевозчики были включены в реестр. Реестр перевозчиков на сегодняшний день составлен. Там есть требование, чтобы перевозчики организовывались в простые товарищества для того, чтобы могли осуществлять совместные перевозки. Там есть некоторые тонкости,  – сказал Дроздов.

– Но не обязательно! – подчеркнула Гнетова. – Конкурсы проводятся только тогда, когда маршруты оплачиваемы, а когда маршруты не оплачиваемы, конкурс может не проводиться. Давайте жить по 220-му закону! Тогда уже незачем говорить об этих конкурсах!

Однако именно результаты прошлогоднего конкурса и распределенные республиканскими властями маршруты позволили карельским чиновникам начать «борьбу с нелегалами», т.е. с теми частными перевозчиками, которые не стали вписываться в новые правила игры и начали возить жителей районов в Петрозаводск по своему расписанию и «по заказу». В ответ на эти ухищрения предпринимателей сотрудники регионального Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) арестовали несколько автобусов, и вот тут обнаружились весьма интересные факты.

Принудительная эвакуация рейсового автобуса у железнодорожного вокзала Петрозаводска. Фото: Алексей Владимиров
Принудительная эвакуация рейсового автобуса у железнодорожного вокзала Петрозаводска. Фото: Алексей Владимиров

– Есть ли у комитета по транспорту договор с ООО «КТК», куда направляются арестованные автобусы? – спросила у господина Дроздова карельский бизнес-омбудсмен.

– Думаю, что у УГАДН такое соглашение есть, – предположил в ответ правительственный чиновник.

– А у вас договор со стоянкой, куда направляются арестованные автобусы, есть? – повторила свой вопрос Елена Гнетова.

– Думаю, что у УГАДН такое соглашение есть, – повторил свой ответ председатель комитета по транспорту.

– Нет, не у УГАДН. У УГАДН такого договора нет. У комитета?

– У комитета его не должно быть, – выдавил, наконец, из себя Дроздов.

Елена Гнетова. Фото: Валерий Поташов
Елена Гнетова. Фото: Валерий Поташов

– Значит, что касается этого договора, ООО «КТК», куда сопровождаются арестованные автобусы, утверждает то, что у него есть именно с вами такое соглашение, – сообщила председателю Госкомитета по транспорту уполномоченный по защите прав предпринимателей и совсем загнала правительственного чиновника в тупик:

–  Не выдавая арестованное транспортное средство, компания «КТК» ссылается на закон Республики Карелия о порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку. Но в этом законе указано, что только задержанные автобусы могут сопровождаться и находиться на такой стоянке, но ни как не арестованные. И на сегодняшний день арестованные автобусы не могут задерживаться частной автостоянкой, тем более на основе этого закона. Я считаю, что это не законно. Причем, Антону Белкину (предприниматель, автобус которого попал под арест – прим. «Черники») выставляется счет практически на 120 тысяч, и этот автобус не выдается незаконным образом.

–  Я не готов сейчас ответить про соглашение, о котором вы сказали, – сдался Виктор Дроздов. – Я обязательно с вами свяжусь, и мы этот вопрос отработаем.

Однако вышедший через некоторое время на трибуну депутат карельского парламента Виталий Красулин окончательно «потопил» правительственного чиновника.

Виталий Красулин. Фото: Валерий Поташов
Виталий Красулин. Фото: Валерий Поташов

«За то, что у нас в этом направлении полный бардак – насоставляли каких хотите конкурсов, каких хотите договор – несет ответственность транспортный комитет, и сегодня придется депутатам ставить вопрос об отстранении от должности руководителя, который занимается государственной работой. Для того чтобы он занимался государственной работой, а не сращиванием бизнеса с властью!, – заявил Красулин. – С  помощью конкуренции все установилось. Транспортники сами поехали, сами накатали маршруты. Комитету оставалось только отрегулировать, рамки какие-то придумать, а людям, которые приходят извне, крупным предпринимателям, спокойно с помощью конкуренции вытеснять – снижением цены, улучшением качества автобусов. Как у нас малой вместимостью «пазики» ездят на таких расстояниях? Транспортный комитет куда смотрит? В никуда! Да за такой конкурс с помощью правоохранительных органов можно подвести под нанесение ущерба государству! Жизни и здоровью гражданам, и пошли-поехали заниматься правоохранительные органы. Кто такой конкурс придумал? Чем он занимался? Если у нас везде лоббизм, и это нормально, но лоббировать свои интересы нужно каким-то цивилизованным способом – улучшением транспортного обслуживания, а не с помощью расстрела окон в автобусах или договоренностями с администрацией провести такой конкурс, что сегодня невозможно никаким образом повлиять на забастовку водителей. Сегодня эта ситуация уже вышла за пределы Карелии!».