Скоро исполнится год, как глава Карелии Александр Худилайнен позволил себе пространные сравнения либерализма и фашизма. Очевидно, что дело не только в стилистике говорения, а в неких фундаментальных представлениях об устройстве политикума в республике и в стране.

Происходящее отражает не что иное, как необоснованную претензию региональной политической элиты противостоять единственному верифицируемому закону всемирного развития – постоянному усложнению жизни, распространению новых идей, развитию технологий, росту потребностей и амбиций людей, доступ которых к ресурсам остается либо закрыт, либо сильно ограничен. И есть основания полагать, что нынешнюю политэлиту, пока что контролирующую ресурсы и пробующую научиться извлекать из своих административных прерогатив прибыль наподобие феодальной ренты, ждет весьма печальный финал.

В республиканских властных кругах бытует мнение, что единственный верный путь к сохранению стабильности – не допустить либерализации общества. Манифест 17 октября якобы привел к Октябрьской революции, горбачевская перестройка – к краху СССР, медведевская оттепель – к Болотной. Внешне как будто так оно и было. Однако если посмотреть на отечественную историю непредвзято, то выясняется, что подлинной причиной потрясений была неготовность правящих групп к глубинным изменениям политической системы, их желание ограничиться незначительными уступками и косметическими изменениями в тот момент, когда уже давно требовались серьезные, по-настоящему масштабные реформы, смены моделей и парадигм.

Одна из акций за отставку губернатора Худилайнена в Петрозаводске. Фото: Губернiя Daily
Одна из акций за отставку губернатора Худилайнена в Петрозаводске. Фото: Губернiя Daily

Нерешительность власти, половинчатость проводимых преобразовательных упражнений не снимали напряжение, а напротив, усиливали его. Постепенно власть оказывалась одинаково ненавистной как для правых, так и для левых, истовых охранителей и ярых радикалов. Обострение их противоборства втягивало в политический процесс аморфные, до поры спящие массы. И сейчас власть, размышляя в категориях императивного противостоянии очернению президентских назначенцев, рискует не заметить того, насколько худилайнены и кадыровы дискредитируют президента, республику и федерацию.

Некоторым политическим обозревателям желается назвать примерную дату поражения нынешней служилой аристократии. Однако есть одна ее особенность, которая, признаться, оставляет вопрос о будущем региона и перспективах правящего класса открытым. Люди, которые сегодня формируют правительство и губернаторскую администрацию, максимально далеко отстоят от сферы иррационального. Нынешний спиритуализм власти не более чем маска, причем позаимствованная ею у заокеанской Tea Party и прочих правых течений.

Николай II свято верил в свое божественное избрание, Горбачев при всем «новом мышлении» оставался приверженцем «социалистического выбора» и безумных ленинских теоретических построений. Современная элита обладает куда большей идеологической гибкостью, она способна перемежать погромные декларации доверительным заговорщическим шепотом.

Правительство Карелии. Фото: Валерий Поташов
Правительство Карелии. Фото: Валерий Поташов

Это, признаться, обещает любому наблюдателю за политическими процессами нескучные, но пока, кажется, весьма бесплодные времена. Ведь антилиберальная риторика карельского губернатора уже поддерживается и тиражируется сторонниками госплана. Полтора месяца назад они говорили: «Сергей Глазьев предлагает создать Государственный комитет по стратегическому планированию при Президенте РФ и модернизировать советскую систему государственного планирования. Идея давно назревшая. Даже перезревшая. И очевидная. Невозможно построить в стране конкурентоспособную экономику и реализовать структурную политику, основываясь только на краткосрочном планировании. Это понятно всем, кроме определенной кучки либералов. Да и задачи у них, видимо, иные». А теперь говорившие занимают высокие кабинеты на пр. Ленина, 19.

Вот только стоит напомнить, что либерализм исходит из важного предположения, что ни один отдельно взятый человек – будь он семи пядей во лбу, безупречных моральных качеств или правильного происхождения – не знает пути к идеальному обществу. Последнего вообще не существует. А поскольку людям свойственно преследовать эгоистичные интересы, то любые претензии на монопольное знание пути к идеалу, даже если на первых порах они вполне искренние, оборачиваются заботой о чьих-то корыстных интересах.