Регионы, губернаторы, правительства живут в системе рейтингов. В них отражаются показатели эффективности управленческих команд. По ним определяются шансы на «вход» и «выход», фиксируется динамика «вверх» и «вниз». Продвижение по строкам ранжира – очевидный стимул для руководителей, особенно в ситуации, когда их легитимность не подтверждена результатами конкурентных выборов.

22 марта в 13 часов состоится брифинг с участием председателя Правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) К.Н. Костина и председателя Экспертного Совета Фонда развития гражданского общества Л.В. Давыдова, на котором будут представлены результаты февральского рейтинга эффективности российских губернаторов.

Известно, что глава Карелии Александр Худилайнен традиционно занимает последние строки в сравнительных исследованиях подобного рода. Журналисты вполне обоснованно причисляют и записывают его в «группы риска», «на вылет», «на выбывание». Отсутствие очевидных, заметных в общенациональном масштабе успехов и вязкая, выстроенная на использовании исключительно силового давления политическая борьба не остаются без внимания аналитиков и обозревателей. Считается, что рейтинг ФоРГО является наиболее сбалансированным, а сама методика рейтингования хорошо зарекомендовала себя в условиях большой дифференциации общественно-политической ситуации в субъектах Российской Федерации.

Никакие усилия губернаторских пиарщиков не помогают поднять его оценку у федеральных экспертов. Фото: Губернiя Daily
Никакие усилия губернаторских пиарщиков не помогают поднять оценку Худилайнена у федеральных экспертов. Фото: Губернiя Daily

Автор этих строк, конечно, не знает результатов февральского рейтинга. С нетерпением ждет их объявления и хотел бы поделиться некоторыми своими наблюдениям. Пожалуй, именно этот рейтинг стоит рассматривать в качестве надежного, верифицируемого индикатора отношения Москвы к политическим способностям карельского губернатора. Дело в том, что априорно положительную динамику в исследовании ФоРГО показывают те главы регионов, которые продемонстрировали или подтвердили собственную устойчивость в условиях масштабных перестановок в губернаторском корпусе.

В феврале произошли смена глав Тульской области и Забайкальского края, назначение нового врио главы Северной Осетии, в начале марта – назначение нового врио губернатора Тверской области, активизировалась политическая борьба накануне истечения срока полномочий главы Чечни. Очевидно, что вновь назначенные – так же, как, например, переизбранные в Единый день голосования-2015 – губернаторы не рассматриваются в качестве тех руководителей, которые с высокой вероятностью будут заменены по инициативе федеральной власти. В итоговый ранжир они включаются с пометкой «впервые в рейтинге» или «назначен президентом исполнять обязанности».

И здесь мы подходим к самому интригующему: как оценить февральский выговор, полученный Худилайненом? Это – шаг на «выход»? Или в противоположную сторону? Собственно говоря, рейтинг ФоРГО и должен ответить на данный вопрос. Если формула «дали выговор, но пока не снимут» верна, но карельский губернатор обязан подняться со своего 77-80 места (результат в предыдущем рейтинге). Если справедливо утверждение, в соответствии с которым «дали выговор, ищут замену», то Худилайнен будет «привязан» к своему, ставшему привычным месту в диапазоне 76-85.

Очередной рейтинг эффективности губернаторов ФоРГО представит 22 марта. Фото: facebook.com
Очередной рейтинг эффективности губернаторов ФоРГО представит 22 марта. Фото: facebook.com

В заключение стоить отметить, что в сферу оценки глав регионов идея о мотивации сотрудников через измерение и опубликование показателей эффективности перенесена из корпоративного управления. Однако теория учит: чтобы сотрудники работали больше и лучше, нужно сделать их работу интересной. Это и должно стать основной целью. Предполагается, что в губернаторском окружении работают специалисты такого уровня, что их надо занимать нестандартными и очень сложными задачами; именно это их мотивирует. Этих людей нельзя использовать, чтобы производить, скажем, круговорот бюрократических документов: они заскучают и разбегутся. Когда чиновник чувствует вовлеченность, когда видит свою роль в большом, работа превращается в интересную, нацеленную на результат деятельность. Вовлеченность напрямую зависит от веры в свое дело и его лидеров. Но веры этой не достичь, если не собрать команду единомышленников, которые разделяют общие ценности.

И здесь наблюдается принципиальное расхождение между корпоративным и политико-государственным управлением. Губернаторы и правительства находятся в пространстве властно-общественных взаимодействий. В регионах существуют субэлиты и группы давления, которые оказывают влияние на действующую власть. В той или иной степени, всегда функционирует оппозиция, которая претендует на власть и перераспределение властных полномочий. Именно поэтому в системе рейтингования губернаторы должны «соответствовать таблицам». Вне зависимости от того, нравится им это или нет, они обязаны понимать, что находятся в обстоятельствах, когда граждане смотрят на их деятельность как в микроскоп. Так функционирует публичная политика. А рейтинг эффективности глав регионов – одна из ее проекций.