С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 05.02.2018 года № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии».
С нового года предусматривается обязательное присвоение российским гостиницам определенного числа «звезд». Первыми под действие новых правил подпадают отели с номерным фондом более 50 номеров. Еще через год — в которых более 15 номеров, а с 2021 года «звезды» должны иметь все российские гостиницы. До недавнего времени подобная классификация была добровольной. К 2018 году обязательную сертификацию должны были пройти только коллективные средства размещения в регионах проведения игр Чемпионата мира по футболу.
Целью закона заявлено повышение качества услуг в туристической отрасли, однако очевидно, что это повлечет дополнительные расходы владельцев гостиниц как на приведение средств размещения к стандартам определенных категорий, так и на оплату процедур по классификации. Помимо этого, свидетельство о присвоенном количестве «звезд» будет действительно только в течение трех лет. Затем процедуру нужно будет проходить заново. Эти же правила распространяются на горнолыжные трассы и пляжи.
Тем участникам бизнеса кто рискнет проигнорировать закон грозят серьезные штрафы. Для должностных лиц сумма штрафа составит 7–10 тысяч рублей, для юридических 40–50 тысяч. Штрафы также предусмотрены за введение потребителей в заблуждение относительно «звезд» — до 20 тысяч рублей для должностных лиц и до 500 тысяч рублей для юридических лиц.
По сведениям Информационного туристского центра Карелии, на территории республики работают 72 гостиницы, 83 базы отдыха, 3 автокемпинга и 5 санаториев. Кроме этого услуги по размещению могут предоставить 77 гостевых домов и 28 загородных коттеджа. В существующей редакции закон затрагивает только гостиницы и хостелы, и большинство собственников карельских отелей пока никак не выразили своего отношения к новому закону. При присвоении «звезд» эксперты будут оценивать все в комплексе – от вывески на входе до высоты потолков, от внешнего вида персонала до качества постельного белья, от площади туалета до чистоты прилегающей территории. То есть даже категорию «без звезд» еще нужно заслужить, и во многих случаях это вызовет необходимость реконструкций и ремонтов. Каждые три года труд экспертов и оформление нового заключения потребуют новой оплаты.
Опрос, который проводился автономной некоммерческой организацией «Центр развития социального туризма» показал, что коллективные средства
размещения всех видов не пользуются мерами государственной поддержки, но с принятием нового закона рассчитывают, что со стороны государства будут предложены какие-нибудь варианты компенсации затрат.
Недавно введенные в эксплуатацию гостиницы по типу «3 звезды» и выше, которые изначально проектировались и строились с учетом требований системы классификации в популярных у туристов местах, готовы пройти процедуру в ближайшее время. Их руководители ожидают, что затраты не выйдут за рамки оплаты за оформление документов (до 100 000 рублей), а «звезды» помогут упорядочить процесс предоставления гостиничных услуг в целом. При этом отмечают, что сегодня их деятельность уже контролируют более 12 различных инстанций, а количество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность средств размещения, вообще не поддается учету.
Собственник крупной гостиницы в Кондопожском районе ранее добровольно проводил классификацию, но в итоге от нее отказался, так как ничего кроме дополнительных издержек эта процедура не принесла. Также он обратил внимание, что плата за навязанную законом услугу поступает не в бюджет, а частным организациям, которые и будут проводить экспертизы.
Владельцы небольших гостиниц считают, что отнесение средства размещения к определенной категории может способствовать росту онлайн-бронирований, но опасаются, что расходы на классификацию не приведут к увеличению потока туристов сопоставимому с вложенными средствами. То есть традиционные методы рекламы на эту же сумму представляются более эффективными для привлечения клиентов.
Совсем иная картина в сегменте маленьких гостиниц в удаленных районах и гостевых домов. С последними вообще нет ясности, подпадают они под действие закона или нет. С одной стороны, Постановление Правительства России от 9 октября 2015 г. N 1085 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» исключает из числа гостиниц молодежные туристские лагеря, туристские базы, кемпинги, детские лагеря, ведомственные общежития и сдачу внаем для временного проживания меблированных комнат. С другой стороны, широкое поле для трактовок оставляет примечание к статье КоАП 14.39. «Нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг», введенное в оборот новым законом: «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица». Дальше, как в анекдоте: «Два юриста – три мнения». Вплоть до того, что гостиницы на всякий случай могут начать переименовываться в туристские базы.
Но в целом настроения местных предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса иллюстрирует ответ, поступивший из Олонецкого района:
«Когда подойдет время нас классифицировать, то мы будем заявляться на категорию «Без звезд», хотя сами позиционируем свои коттеджи не менее «4звезды». Будем делать это, только если этого нельзя будет не делать. С нашим государством не поспоришь. Ничего не получим от этой классификации, и ни на что не рассчитываем. Только придется опять платить деньги за то, что нам совершенно ни к чему. Пока у нас не было контролирующих организаций, но это только потому, что деятельность наша не превышает 3 года. А затем, судя по рассказам коллег — это и пожарные, и СЭС, и миграционная служба, и Роспотребнадзор. И кажется, что это далеко не все. Миграционная служба еще в самом начале нашей деятельности довела информацию о штрафах, которые применят к нам, если мы не будем ставить на временный учет российских граждан на время их пребывания в наших коттеджах. То есть практически на полтора дня. У нас уже тогда появилось желание закрыть все и больше не заниматься туристической деятельностью. Мы не рассчитываем ни на чью поддержку, особенно с принятием ЭТОГО закона. Этот закон только для того, чтобы еще раз содрать с предпринимателей деньги в бюджет, а для нас ничего не будет хорошего. Только вынуждены будут закрываться нормально работающие организации, не сумевшие подстроиться под немыслимые требования различных контролирующих органов. И ведь не попишешь ничего. Закон».
По оценке республиканского Управления по туризму в 2017 году объем потока организованных туристов и экскурсантов на территорию Республики Карелия увеличился незначительно (менее 3%) и составил 780 тысяч человек. Это свидетельствует о достигнутом пределе возможностей роста внутреннего туризма в существующих экономических условиях. Объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма республики при этом возрос на 14% к уровню предыдущего года, составив 980 миллионов рублей, то есть каждый привлеченный в Карелию турист обходится все «дороже».
Для самих потребителей гостиничных услуг наличие «звезд» давно перестало иметь решающее значение при выборе места для отдыха. Бывалые путешественники совершенно не обращают внимание на количество этих знаков отличия на вывесках турецких и египетских отелей. Даже «5 звезд + + +» там не всегда могут гарантировать не то что высокий уровень комфорта, но подчас элементарный сервис и безопасность.
Новые «звезды» российских гостиниц будут основаны на сочетании измеряемых величин типа площади номера или количества ресторанов и субъективных оценок специалистов. Клиент же уже привык выбирать соотношение «цена-качество» не по количеству «звезд», а на основе отзывов других клиентов. Как повлияет новый закон на стоимость гостиничных услуг в Карелии уже понятно – цены неминуемо вырастут. Поможет ли это привлечь новых клиентов или хотя бы не потерять прежних – покажет время