Деревня Войница (по-карельски Vuonnini) Калевальского района, расположена на западном берегу озера Верхнее Куйтто, неподалеку от впадения в него рек Войница и Куржма. Основана деревня в период между 1620 –1635 годами и является ровесницей соседних сел Ухтуа и Вуоккиниеми. Как и два других поселения, Войница в начале 16 века была заселена саамами, которые постепенно были оттеснены карелами, пришедшими в эти земли с юга и юго-запада в поисках покоя и спасения от бесконечных войн со шведами.

В Войнице. Фото: Надежда Васильева
В Войнице. Фото: Надежда Васильева

Когда-то Войница была одной из крупнейших деревень Виенан Карьяла и славилась своими рунопевческими родами Киэлевяйненов и Малиненов, сказители из которых внесли свой весомый вклад в эпос «Калевала». В советские времена Войница была сельскохозяйственным центром района с обширными сенокосными угодьями, она пережила две войны и две эвакуации – 1939 и 1941 годов. Увядание Войницы началось во второй половине 80-х годов прошлого столетия, когда от Калевальского района была отколота деревня Вокнаволок, а совхоз «Ухтинский» стал приходить в состояние застоя и окончательного упадка. Смерть совхоза проходила медленно и мучительно – на протяжении доброго десятка лет. Так же долго и мучительно умирала деревня. Подстегнул упадок деревни и процесс демилитаризации наследия Советского Союза, когда в деревне был ликвидирован радиотехнический батальон 18 полка радиотехнических войск 5 дивизии ПВО. В качестве наследия «холодной войны» в деревне остались руины военного городка, бункера и сопки, на которой когда-то стояли локаторы дальнего радиолокационного обнаружения и наведения на цель.

Руины казармы. Фото: Надежда Васильева
Руины казармы. Фото: Надежда Васильева

В нынешнем своем виде Войница скорее мертва, чем жива. Она есть в перечне поселений района, имеет статус деревни, входящей в состав Луусалмского сельского поселения, однако выйти из состояния продолжающейся второе десятилетие клинической смерти деревня никак не может. В деревне постоянно проживает чуть более 20 человек, летом приезжают дачники и бывшие жители, обосновавшиеся в других поселениях района. В Войнице нет ни школы, ни магазина, ни фельдшерско-акушерского пункта, поэтому давать позитивные прогнозы для этой деревни на какую-то отдаленную перспективу нет смысла: жизнь в ней теплится благодаря энтузиазму и упрямству нескольких местных жителей.

Летний деревенский праздник «Марья-Маковей» отмечается в Войнице в середине августа уже не одно десятилетие. Традиционно на этот праздник съезжаются потомки жителей деревни, гости из Финляндии, в числе которых новое поколение «карелианистов» 20 столетия, самодеятельные артисты района.

К нынешнему празднику в деревне Войница открыли памятный знак. Фото: Надежда Васильева
К нынешнему празднику в деревне Войница открыли памятный знак. Фото: Надежда Васильева

Нынешний праздник, прошедший в Войнице 14 августа, знаменателен сразу двумя событиями исторической важности. На древнем деревенском кладбище, где похоронены известные всему миру рунопевцы Вассила Киэлевяйнен, Онтрей Малинен, Охво и Юрки Малинены установлен памятный знак, рассказывающий об этом святом для любого карела месте. О необходимости увековечения памяти рунопевцев говорили настолько давно, что по логике это событие должно было бы состоятся еще лет двадцать назад. Дарья Шахтарина (Малинен в девичестве), жительница Войницы, одна из первых профессиональных журналистов Калевальского района и летописцев деревни била во все колокола еще в 80-х годах прошлого столетия, во времена СССР, когда на месте древнего кладбища бойцы батальона ПВО отрабатывали на плацу строевой шаг. Он сохранился и по сей день вместе с руинами казармы и огромными емкостями под горючее…

Камень Вассилы. Фото: Надежда Васильева
Камень Вассилы. Фото: Надежда Васильева

Другой памятный знак – в родовом месте Киэлевяйных – Теппананниеми, установлен в  сентябре 1995 года. Это не совсем обычный мемориал, представляющий собой огромный гранитный валун с врезанными в него круглыми синими стеклами. Этот валун назван Камнем Ваассилы (Vaassilan Kivi), надпись на гранитной плите возле камня гласит, что мемориал посвящен памяти всех рунопевцев-жителей Беломорской Карелии. Памятник был установлен Карельским Просветительским обществом (Karjalan Sivistysseura) и обществом «Калевалы» (Kalevalaseura) (Финляндия). Его автор – Мартти Айха, финский скульптор и потомок войницкого рода Киелевяйненов.

Вторым замечательным культурным событием этого года стало открытие в Войнице небольшой музейной экспозиции, посвященной истории деревни и ее жителям. Остается надеяться, что со временем эта экспозиция расширится, а само ее открытие даст еще один, пусть небольшой, импульс для возрождения этой прекрасной и древней земли.

Не так давно, всего несколько лет назад, в Войнице была восстановлена (точнее заново построена) православная часовня. Она полностью соответствует той часовне, которая запечатлена на фотографии 1894 года знаменитого финского этнографа, фотографа, путешественника и карелианиста И.К. Инхи. Именно с молебна в этой часовне каждый год начинается войницкий праздник «Марья-Маковей».

Новая часовня. Фото: Надежда Васильева
Новая часовня. Фото: Надежда Васильева

Путь от Калевалы до Войницы идет почти все время строго на запад, а через 54 километра, как раз на северной окраине деревни, поворачивает на юг в сторону Поньгагубы, Вокнаволока и Костомукши. А на запад уходит дорога на давно уничтоженную приграничную деревню Лонка, где сейчас находится пропускной пункт погранслужбы. Раньше много говорили об оборудовании на Лонке пункта упрощенного пропуска в Финляндию и обратно, но со временем эти разговоры и планы сошли на нет.

На празднике в Войнице. Фото: Надежда Васильева
На празднике в Войнице. Фото: Надежда Васильева

До Костомукши от Калевалы 150 километров. В Калевале буквально так говорят про этот маршрут: «До Войницы – более менее, а от Войницы до Вокнаволока – полная ж… От Вокнаволока до Костомукши дорога хорошая». И так продолжается уже много лет: у калевальских дорожников энтузиазма и денег хватает только до Войницы, у костомукшских –только до Вокнаволока. Все что между ними – традиционно ничейная земля, и дорога там со времен путешествий Леннрота почти не изменилась.

Несколько лет назад с большой помпой и фанфарами стартовал совместный российско-финский проект по обеспыливанию дорог, в результате которого планировалось полностью модернизировать по современным западным технологиям дорожное покрытие от Костомукши до Калевалы, с отсыпкой, выравниванием, расширением и укладкой геотекстиля. Но вышло гладко только на бумаге. Денег, которых по разумению Евросоюзных стандартов дорожного строительства должно было хватить с лихвой на всю дорогу (бюджет строительства – 1,2 миллиона евро), по стандартам русской действительности едва хватило на полпути. Видимо, в Евросоюзе забыли включить в смету расходов затраты на распил и на коррупционную составляющую, отсюда и столь плачевный результат. Хотя о чем тут говорить, если даже карьерный отвал, которого вокруг железнорудного карьера скопилось уже много миллионов тонн, наши соотечественники умудрялись финнам продавать за бешеные деньги. Для того чтобы финны нам же построили дорогу. По которой нам же и приходится ездить. Кто-то, видно, на этом хорошо нажился. На войницком участке финнам продавали уже песок с наших же карьеров по таким ценам, которых нет ни в Евросоюзе, ни даже в «зажравшемся» столичном регионе. Проект завершали по-тихому и без фанфар, теперь о нем напоминает информационный щит «о двух языках» на западной окраине Калевалы, аккурат в том месте, где заканчивается асфальт и начинается зубодробильная гребенка, которая с небольшими перерывами продолжается до самой Войницы – жемчужины Прибеломорской Карелии.