Александр Степанов

Александр Степанов

Журналист и блогер. Успел побывать - рабочим нижнего склада Олонецкого леспромхоза, солдатом Группы советских войск в Германии, машинистом котельной, учителем истории, корреспондентом газеты "Олония", помощником депутата Жореса Алферова, депутатом Законодательного Собрания Карелии двух созывов.

Сегодня на очередной сессии Петрозаводского городского совета, где принимался бюджет города на следующий год, выступил глава Карелии Артур Парфенчиков. Его выступление было посвящено проблемам карельской столицы. Публично обижать городские власти губернатор не стал, хотя двусмысленные комплименты в его речи присутствовали. В частности, он мимоходом заявил, что в Петрозаводске сейчас чище, чем в Париже, где он был пару лет назад. Мол, проблемы с миграцией во Франции вылились в том числе и вот в это… Непонятно, то ли похвалил, то ли сравнил городское начальство во главе с Ириной Мирошник и Геннадием Боднарчуком с незаконными мигрантами… Ведь проблемы с уборкой города пока никуда не делись.

Но главным в губернаторской речи, безусловно, было предложение о передаче «МУП «Городской транспорт», которому принадлежат все троллейбусы, в подчинение:

«Пассажирский транспорт столицы находится в тяжелом состоянии. Он не отвечает современным требованиям и запросам населения, если говорить о проблеме троллейбусного управления, ее усугубляет длинный шлейф старых долгов и неэффективных решений. С учетом опыта развития «Карелавтотранса» правительство республики готово принять городской транспорт в республиканское ведение на срок до 3 лет. Нашей целью является проинвестировать и модернизировать эту сферу. Окончательное решение за вами…»

Надо признать, что прогресс во взглядах губернатора налицо. Ведь еще два года назад он говорил совсем другое:

«Троллейбусы — это по сути своей, наверное, скажем так, транспорт прошлого. Поймите, это очень дорогостояще все, по сути. Будут ли новые маршруты? Может, проще восстановить автобусное нормальное сообщение? На более экологически чистых и рентабельных источниках топлива, том же газе… Может быть, через 5−6 лет мы будем понимать, что троллейбусы свое отжили».

Много раз приходилось констатировать, что провал в сфере городского транспорта Петрозаводска налицо. Несостоятельность администрации во главе с «эффективным сити-менеджером» Мирошник в этом вопросе видна из сравнения цены проезда с другими административными центрами Северо-Запада: в большинстве из них цены за проезд на 2-3 рубля ниже, чем в Петрозаводске. А ведь эти повышенные тарифы на проезд означают лишь каждодневное перекладывание средств из кошельков горожан в карманы бизнесменов, хозяев маршруток, получающих «налом» доход от большей части пассажиропотока. При этом муниципальное предприятие находится в перманентом кризисе.

А еще можно упомянуть старые троллейбусы и грязные, вонючие маршрутки. Грубость и хамство некоторых водителей с одной стороны и нарушения их трудовых прав хозяевами частных компаний – с другой. Срыв расписания движения, что особенно касается отдаленных районов города, таких как Соломенное или Сулажгора. Другие признаки транспортного бардака – то «гонки», то наоборот, «черепашьи» скорости автобусов, длительные «простои» на промежуточных остановках.

Можно напомнить, как полтора года назад сам губернатор на своей странице вконтакте сообщил, что он обратился в антимонопольную службу с просьбой проверить обоснованность повышения цен в маршрутках Петрозаводска.

Результат был нулевой. Или констатация фактов в годовом отчете самой Ирины Мирошник:

 «Вместе с тем, достаточно серьезной проблемой на территории Петрозаводского городского округа остается несоблюдение водителями частных транспортных компаний утвержденного расписания движения. В рамках имеющихся полномочий в 2018 году специалистами Администрации проведено 66 проверок… На основании вышеуказанных материалов транспортным компаниям назначены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 1,5 млн руб».

Что такое полтора миллиона штрафов за год? Когда в апреле 2016 года в Петрозаводске водители маршруток устроили небольшую акцию протеста, не выйдя на работу, в СМИ просочилась информация о том, что каждый водитель в зависимости от маршрута должен принести с утра от 6 до 10 тысяч рублей, это такой заработный план, и тысячу рублей кроме того нужно отдать диспетчеру. Неизвестно, что с тех пор поменялось, но нехитрые расчеты показывают, что всю годовую сумму штрафов «отбивает» один автобус за каких-нибудь полгода.

Причина всех неурядиц ведь в том, что в Петрозаводске, как и во многих других городах России, в результате рыночных «реформ» общественный транспорт превратился в «кормушку» для бизнеса, зачастую весьма мутного, и связанных с ним чиновников. Последние не желают или не могут организовать систему городского общественного транспорта в интересах населения, прежде всего самой малоимущей его части. А троллейбусное управление для них как нелюбимая падчерица, составляющая ненужную конкуренцию бизнесу перевозчиков, для которого в Петрозаводске созданы все условия – вкладываться можно поменьше, а получать – побольше.

И сейчас возникает вопрос: что стоит за новой инициативой губернатора Парфенчикова, которая несомненно потребует серьезных расходов республиканского бюджета? Реальное желание содействовать развитию муниципального транспортного предприятия? Готовность покончить с бардаком в городском транспорте, в частности, с дублированием маршрутов, без чего троллейбусы вряд ли перестанут быть убыточными? Откровенное недоверие Ирине Мирошник и ее команде? Или просто это попытка как-то иначе распределить весьма солидные финансовые потоки в этой сфере?