На ближайшей сессии Петросовета сити-менеджер Ирина Мирошник выступит с ежегодным докладом о работе администрации в 2018 году. Сам доклад уже опубликован на официальном сайте Петросовета и знакомство с ним оставляет много вопросов.

Доклад построен в лучших чиновничьих традициях, когда в деталях и мелочах перечисляется все позитивное, что произошло за год на территории Петрозаводского городского округа, вне зависимости от того, имела ли нынешняя администрация к этому позитиву прямое отношение или нет. С другой стороны, в нем мало и часто вскользь обозначены те серьезнейшие проблемы, которые волнуют большинство петрозаводчан. И почти не обозначены пути их решения.

«Черника» рассказывала, что совсем недавно экспертный центр АПЭК составил рейтинг эффективности управления в российских городах, и в пятерке аутсайдеров почетное 90-е место занимает Петрозаводск. Почему бы Мирошник не прокомментировать данное «достижение», опровергнуть его? Ан нет, молчание.

В докладе перечисляются какие-то отдельные проекты по благоустройству Петрозаводска, и вспоминается про реализацию приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Но какая в Петрозаводске «комфортная» городская среда, горожане могут убедиться, просто выйдя прямо сейчас на улицу. А про совершенно неприличную эпопею со стелой «Город воинской славы» лучше и не упоминать.

Но чтобы не растекаться мыслью по древу, возьмем для примера одну из важнейших отраслей городского хозяйства, касающуюся многих петрозаводчан, особенно малообеспеченных. Городской общественный транспорт. Из доклада:

«Транспортный комплекс Петрозаводского городского округа насчитывает 10 предприятий, из которых одно предприятие муниципальное (ПМУП «Городской транспорт») и 9 частных предприятий. ПМУП «Городской транспорт» по состоянию на 31.12.2018 обслуживает 6 троллейбусных маршрутов, частные предприятия обслуживают 20 постоянных автобусных маршрутов. На городских маршрутах ежедневно работают от 50 до 60 троллейбусов и порядка 300 автобусов малого и среднего класса. По состоянию на 31.12.2018 стоимость разовой услуги по перевозке пассажиров на всех автобусных маршрутах составляла 28 рублей…

Тут сразу можно вспомнить, что в большинстве других административных центрах Северо-Запада цены за проезд в общественном транспорте на 2-3 рубля ниже, чем в Петрозаводске. Например, в Архангельске и Вологде – 26 рублей. И эта ситуация продолжается ведь уже много лет. Почему так? Нет ответа.

Конечно, Мирошник не могла совсем уж замолчать тот факт, что петрозаводское троллейбусное управление, а это муниципальное предприятие, не выходит из постоянного кризиса, а у его трудового коллектива очень низкие зарплаты:

«В целях улучшения финансово-экономической ситуации и минимизации последствий неудовлетворительного состояния подвижного состава …была достигнута договоренность с Правительством Санкт-Петербурга о передаче на безвозмездной основе 10 троллейбусов в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа для создания комфортных условий передвижения на городском электрическом транспорте».

И это все? Все достижения администрации – «гуманитарная» помощь в виде 10 троллейбусов? Конечно, частным перевозчикам очень выгодно, что муниципальный транспорт не развивается, а деградирует, и это одна из причин, почему они могут завышать цена на проезд.

А что сказано о них в докладе?

«Вместе с тем, достаточно серьезной проблемой на территории Петрозаводского городского округа остается несоблюдение водителями частных транспортных компаний утвержденного расписания движения. В рамках имеющихся полномочий в 2018 году специалистами Администрации проведено 66 проверок… По информации территориального органа Ространснадзора в отношении транспортных компаний составлено и направлено в судебные участки Мировых судей Петрозаводска 95 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ. На основании вышеуказанных материалов транспортным компаниям назначены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 1,5 млн руб.

Что такое полтора миллиона штрафов за год? Когда в апреле 2016 года в Петрозаводске водители маршруток устроили небольшую акцию протеста, не выйдя на работу, в СМИ просочилась информация о том, что каждый водитель в зависимости от маршрута должен принести с утра от 6 до 10 тысяч рублей, это такой заработный план, и тысячу рублей кроме того нужно отдать диспетчеру. Неизвестно, что с тех пор поменялось, но нехитрые расчеты показывают, что всю годовую сумму штрафов «отбивает» один автобус за каких-нибудь полгода. То есть все эти наложенные штрафы бизнесменов-перевозчиков сильно не пугают. И поэтому, несмотря на многочисленные жалобы, автобусы продолжают ходить не по расписанию, особенно в отдаленные районы города. Ну а про ужасную грязь и вонь от солярки во многих автобусах карельской столицы Ирина Мирошник не упомянула и вовсе. Хотя это ведь тоже должно входить в понятие «комфортная городская среда».

Между тем, ведь изменения в транспортной политике города напрашиваются сами собой. Надо реально содействовать развитию муниципального транспортного предприятия, создать новую, современную транспортную схему Петрозаводска, чтобы по возможности исключить дублирование троллейбусных и частных маршрутов. Внести изменения в нормативный акт о порядке проведения конкурсов на пассажирские перевозки, чтобы ввести жесткие санкции против перевозчиков за срыв расписания, грязные автобусы и прочие нарушения.

Только видно, что администрации во главе с Мирошник это не нужно. Да и многим депутатам Петросовета, так или иначе связанным с маршруточным бизнесом, тоже. Ведь для этого бизнеса в Петрозаводске созданы все условия – вкладываться можно поменьше, а получать – побольше.