Почему спустя год присвоенные главой администрации Сортавальского района деньги не вернулись в бюджет?

«Черника» рассказывала, как глава администрации Сортавальского района Леонид Гулевич, имея умысел, направленный на завладение вверенных ему бюджетных денежных средств, в течении пяти лет сам себе выписывал премии «за эффективную службу». Год спустя мы решили выяснить, чем закончилась эта скандальная история. Вернул ли Гулевич деньги в нищий, дотационный бюджет района? Вмешался ли в ситуацию прокурор Сортавальского района? Провел ли должным образом проверку? Как-никак речь идет о финансовом нарушении, имеющем признаки преступления по статье 160 УК РФ (присвоение или растрата).

Леонид Гулевич. Фотоколлаж: Алексей Владимиров

Ничего подобного, Гулевич денежные средства не вернул, прокурор Николай Терешков нарушений не нашел, работодатель Гулевича — глава Сортавальского района Сергей Крупин не подал в суд исковое заявление о возврате премий своим подчиненным. Все это говорит о вероятной круговой поруке в Северном Приладожье.

«Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»

Итак, в конце 2018 года с жалобой в прокуратуру Карелии обратились несколько депутатов Сортавальского райсовета. Они попросили надзорный орган принять меры прокурорского реагирования к главе администрации района Леониду Гулевичу, который, по мнению народных избранников, незаконно начислял себе в 2013 — 2018 годах деньги в качестве премии, чем нанес ущерб бюджету района. Ни много ни мало, а сумма составила более 1 400 000 рублей.

По закону премии Гулевичу должен начислять работодатель — тот, кто заключил с ним трудовой контракт от имени района, то есть глава Сортавальского района Сергей Крупин, который не принимал решения о премировании Гулевича. Глава райадминистрации выписывал себе поощрения самостоятельно.

Фотоколлаж: Алексей Владимиров

Тем не менее прокуратура не обнаружила в этой ситуации поводов для прокурорского реагирования. Это случилось благодаря тому, что глава района Сергей Крупин в своих пояснениях заявил: премии хоть и выписывались без согласования с ним, но их начисление происходило на законных основаниях. Поэтому, с его точки зрения, бюджет района не понес никаких убытков.

Однако такие пояснения все равно не устроили депутатов. Учитывая, что Сортавальский район живет на дотации и коммерческие кредиты, они сочли действия Гулевича недопустимыми. Один из народных избранников — глава Кааламского поселения Андрей Мищенко обратился в суд с просьбой признать премии, выписанные Гулевичем самому себе, незаконным обогащением.

Андрей Мищенко. Фото с сайта Кааламского сельского поселения
Андрей Мищенко. Фото с сайта Кааламского сельского поселения

«Утверждение об отсутствии ущерба бюджету Сортавальского района не соответствует действительности, так как на сегодняшний день кредиторская задолженность района составляет 150 миллионов рублей, в том числе 102 миллиона — это коммерческие кредиты, взятые в банках под 8,2 % годовых. Данное обстоятельство не позволяет Сортавальскому муниципальному району в полном объеме исполнять социальные обязательства перед учреждениями социальной сферы — это школы, больницы, детские сады», — заявлял тогда Мищенко.

В результате и суд Сортавальского района, и Верховный суд Карелии отказались рассматривать исковое требование депутатов, сославшись на то, что это должен сделать работодатель Гулевича – Сергей Крупин.

Тем не менее прокуратура не обнаружила в этой ситуации поводов для прокурорского реагирования. Это случилось благодаря тому, что глава района Сергей Крупин в своих пояснениях заявил: премии хоть и выписывались без согласования с ним, но их начисление происходило на законных основаниях. Поэтому, с его точки зрения, бюджет района не понес никаких убытков.

Однако такие пояснения все равно не устроили депутатов. Учитывая, что Сортавальский район живет на дотации и коммерческие кредиты, они сочли действия Гулевича недопустимыми. Один из народных избранников — глава Кааламского поселения Андрей Мищенко обратился в суд с просьбой признать премии, выписанные Гулевичем самому себе, неосновательным обогащением.

«Утверждение об отсутствии ущерба бюджету Сортавальского района не соответствует действительности, так как на сегодняшний день кредиторская задолженность района составляет 150 миллионов рублей, в том числе 102 миллиона — это коммерческие кредиты, взятые в банках под 8,2 % годовых. Данное обстоятельство не позволяет Сортавальскому муниципальному району в полном объеме исполнять социальные обязательства перед учреждениями социальной сферы — это школы, больницы, детские сады», — заявлял тогда Мищенко.

В результате и суд Сортавальского района, и Верховный суд Карелии отказались рассматривать исковое требование депутатов, сославшись на то, что это должен сделать работодатель Гулевича – Сергей Крупин.

Почему глава района не стал судиться с главой администрации? (О роли прокурора в истории)

Год спустя корреспондент «Черники» поинтересовался у главы Сортавальского района, по совместительству мэра Сортавала и по совместительству председателя районного райсовета Сергея Крупина о такой инфантильности в отношение «шалостей» Леонида Гулевича с бюджетными средствами, а проще говоря – с деньгами налогоплательщиков. Вопрос был один: почему Крупин не подал исковое заявление в суд на Гулевича о возврате денежных средств обратно в бюджет? Разговор состоялся занимательный.

Глава Сортавальского района Сергей Крупин. Фото: Алексей Владимиров

— Сергей Владимирович, вы юридически и фактически являетесь работодателем господина Гулевича?

— Да, являюсь его начальником.

— В прошлом году было возмущение депутатов райсовета о начислении Гулевичем премий самому себе. Насколько известно, они даже в суд обращались, но их там отфутболили по тому основанию, что это вы должны были сделать. Мы с вами говорили об этом год назад. Насколько известно, вы этого не сделали. Почему?

—  Действительно, в прошлом году ко мне обращались депутаты райсовета с заявлением, в котором просили проверить законность начисляемых главе администрации премий. Естественно, это заявление никуда не исчезло. Я дал депутатам официальный ответ, но перед этим сходил к нашему прокурору – Николаю Владимировичу Терешкову.

Прокурор ответил мне, что в действиях Гулевича нет ни состава преступления, ни нарушения закона. Тем не менее, тут же пошло соответствующее предостережение в адрес, я так понял, Сортавальского района о том, что необходимо принять меры по исключению подобных ситуаций. Сейчас все это выполняется беспрекословно, ежемесячно ко мне поступает согласование премий главе администрации.

— Тем не менее, мы с вами разговаривали об этом год назад, мнение суда было таково, что именно вы должны были инициировать исковое заявление Гулевичу. Почему вы этого не сделали?

— Войти в судебные тяжбы без уверенности и шансов выиграть?У меня нет соответствующего бюрократического штата юристов, все пришлось бы делать самостоятельно. Поэтому всю информацию я проверил у прокурора города. Показал все заявления Николаю Владимировичу – он ответил, что здесь нарушений нет, но замечание в адрес Совета поступит, и он его направил. После прокурорского представления все согласовывается со мной. Не могу комментировать прокурора, но во всяком случае я получил от него такую информацию. Поэтому и не обратился в суд.

Секретный циркуляр Миннаца Карелии

В распоряжении редакции «Черники» имеется любопытный документ – некий циркуляр, разосланный Министерством национальной и региональной политики главам администраций районов Карелии. В нем рассказывается о том, что в одном из муниципальных районов Минфин республики провел проверку «бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений при исполнении бюджета». В проверке затронули вопросы расходования бюджетных средств на содержание органов местного самоуправления.

В качестве примера приводятся выявленные нарушения. В частности, говорится о том, как глава администрации района сам себе выписывал премии, правда, ни имени, ни фамилии чиновника не указывается. Тем не менее ситуация один в один похожа на «шалости» Гулевича с бюджетными деньгами, в которых прокурор района Николай Терешков не видит ничего крамольного. Тем не менее, Минфин Карелии усмотрел нарушение Трудового кодекса – ст. 15, ч. 1.

Есть еще один пример нарушения трудового кодекса в имеющемся у редакции «Черники» циркуляре:

«Аналогичные нарушения установлены при проверке финансового управления, которое является самостоятельным органом местного самоуправления в структуре органов МСУ в данном муниципальном районе.

В нарушение Положения о финансовом управлении главой администрации муниципального района не был заключен трудовой договор с начальником финансового управления. Трудовой договор был заключен начальником финансового управления самим с собой, что является нарушением статьи 15 Трутового кодекса Российской Федерации.

Стимулирующие выплаты начальнику финансового управления выплачивались на основании приказов самого начальника финансового управления без согласования с главой администрации муниципального района. Премирование служащих финансового управления также осуществлялось без проведения надлежащей оценки эффективности их деятельности», — говорится в документе.

Имя и фамилия начальника финуправления также не указывается, правда, в Сортавальском районе бытует мнение, что речь идет о начальнике финансового управления Светлане Шарамыгиной.

Леонид Гулевич и Светлана Шарамыгина. Фото: gazetaladoga.ru

Корреспондент «Черники» решил уточнить, о ком именно идет речь в циркуляре и о каком районе говорится в предписании, позвонив ведущему специалисту отдела по взаимодействию с муниципальными образованиями Римме Дрозд, курирующей этот документ:

«Во-первых, речь идет не о Сортавальском районе. О каком именно районе, я вам комментировать не собираюсь. Если бы это мне было нужно, я написала об этом в документе. Я не преследовала эту цель, моей целью было, чтобы они исправили нарушения. А какой это район – это не важно. Комментировать вопрос не буду», — кратко ответила Римма Арсеньевна.

Чиновница, вероятно, забыла, что речь идет не о частной лавочке, а о бюджетных средствах, формируемых за счет налогоплательщиков, и общественность имеет право знать, как расходуются бюджетные деньги на содержание чиновников, в том числе и через средства массовой информации.

Красиво! Как искали прокурора, а нашли кино

Возникает резонный вопрос прокуратуре Сортавальского района: как так получается, что Миннац и Минфин республики усматривают нарушение законодательства в подобных манипуляциях чиновников с бюджетными средствами, а надзорный орган, призванный следить за исполнением закона – нет? И не усматривает ли прокуратура в действиях Гулевича признаки преступления по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата)?

Это корреспондент «Черники» решил выяснить у прокурора района Николая Терешкова, правда, поиски «ока государства»  (именно так называется культовый документальный фильм о неустанной борьбе Николая Владимировича со взяточниками и коррупционерами в Северном Приладожье) завершились неудачей.

Николай Терешков. Скриншот из документального фильма: «ОКО ГОСУДАРСТВА-2019»

Журналист звонил в прокуратуру города Сортавала, оставил свой номер телефона – все безрезультатно, прокурор был offline, во всех смыслах. Вероятно, Терешков посчитал ниже своего достоинства давать комментарии региональному СМИ.

Срок, штраф и запрет. Но это не про Карелию

Журналисты «Черники» внимательно изучили судебную практику в Карелии подобных «инструментов», которыми пользовался Леонид Гулевич в течении пяти лет. Мы с удивлением узнали в открытых источниках, как наш земляк — какой-то грузчик, будучи материально ответственным лицом, присвоил себе бутылку водки и получил за это срок  именно по ст. 160 УК РФ! Но подобной практики, касающейся «слуг народа», в Карелии практически нет. Чего не скажешь о других регионах страны.

Приведем в пример приговор Дмитровского районного суда Орловской области:

«…10.08.2015 в период времени с 08 часов 00 минут до 09 часов 00 минут у Петрова Г.А., являющегося главой администрации Соломинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области, находящегося на своем рабочем месте в помещении администрации Соломинского сельского поселения, расположенном по адресу: Орловская область, Дмитровский район, д. Бычки, возник и сформировался преступный умысел, направленный на хищение вверенных ему бюджетных денежных средств Соломинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области…

10.08.2015 в период времени с 09 часов 01 минуты до 17 часов 00 минут Петров Г.А., реализуя свой преступный умысел, направленный на хищение вверенных ему бюджетных денежных средств Соломинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области, действуя из корыстных побуждений, с целью незаконного личного обогащения, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий и предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба администрации Соломинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области и желая этого, достоверно зная, что в соответствии с п. 6.1. ч. 6 ст. 5 Положения «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Соломинского сельского поселения Дмитровского района», утвержденного решением Соломинского сельского совета народных депутатов от 09.08.2013 № 88-сс (далее — Положение) Главе сельского поселения может выплачиваться премия за выполнение особо важной и сложной работы в размере месячного денежного содержания, а также что в соответствии с п. 6.3. ч. 6 ст. 5 Положения Главе сельского поселения может выплачиваться поощрение в связи с юбилейными датами, 50-летием, 55-летием, 60-летием, 65-летием со дня рождения, выходом на пенсию, празднованием дня Победы, Международным женским днем 8 Марта и Дня защитника Отечества — 23 февраля, Нового года и Рождества, присвоением почетного звания, награждением наградой, в размере месячного денежного содержания, в нарушение норм вышеуказанного Положения дал незаконное указание ведущему специалисту администрации Соломинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области К.Г.Б., не осведомленной о его преступных намерениях, составить проект распоряжения № 18 от 10.08.2015 о премировании себя, т.е. Петрова Г.А., в размере 19088 (девятнадцать тысяч восемьдесят восемь) рублей 00 копеек в связи с празднованием Дня освобождения г. Дмитровска и Дмитровского района от немецко-фашистских захватчиков. После составления К.Г.Б. указанного распоряжения Петров Г.А. утвердил его своей подписью и направил данное незаконное распоряжение для исполнения в бухгалтерию администрации Соломинского сельского поселения, где ему незаконно была начислена премия в сумме 19 088 (девятнадцать тысяч восемьдесят восемь) рублей 00 копеек, которая 17.08.2015 перечислена на счет Петрова Г.А. №, открытый ДД.ММ.ГГГГ в дополнительном офисе № Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк России в сумме 16 607 (шестнадцать тысяч шестьсот семь) рублей 00 копеек за вычетом исчисленного и удержанного в бюджет налога на доходы физических лиц в размере 2481 руб. 00 коп.

Таким образом, Петров Г.А., используя свое служебное положение, похитил путем присвоения денежные средства администрации Соломинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области в сумме 16 607 (шестнадцать тысяч шестьсот семь) рублей 00 копеек, которые обратил в свою пользу и распорядился ими по своему усмотрению, потратив их на личные нужды…»

В результате чиновник был осужден на три года условно, был оштрафован на 10000 рублей, и получил трехлетний запрет занимать должности в государственных, муниципальных органах и учреждениях, органах местного самоуправления, связанных с осуществлением административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций. Но это не про Карелию, а про Орловскую область, где «око государства» следит за законностью.

«Жадность в особенности необходима…»

Как тут не вспомнить классика! Верно подметил Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд».

В деревне Бычки Орловской области «нежадный» глава администрации получил срок за украденные 16 тысяч, а в городе Сортавала за 1,4 миллиона «жадный» глава не понес никакого наказания. Так что чем больше сумма, тем надежнее.

Вместо постскриптума

Если верить словам ведущего специалиста Миннаца Риммы Дрозд, речь в предписании их ведомства идет не о Гулевиче, не о Шарамыгиной, и не о Сортавальском районе. Тогда можно предположить, что тенденция манипулирования бюджетными деньгами муниципальными чиновниками распространена по всей Карелии и надзора за ними, как мы видим на сортавальском примере, никакого. Что это, покрывательство, круговая порука или что-то еще? Готов на этот вопрос ответить прокурор республики Карен Габриелян? Надлежащий запрос мы направим в прокуратуру Республики Карелия.