Новый город родится в России! Город-сад! Он вырастет и расцветет! В нем будут жить самые счастливые люди! Этот город будет наш! Ведь он появится в Карелии, в Лахденпохском районе, там, где сейчас девятнадцать жителей формируют местечко Пайкъярвенкюля.

Пусть злыдни твердят, что строительство такого полиса не предусмотрено Инвестиционной стратегией Республики Карелия на период до 2025 года, не запланировано в мероприятиях Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». Главное, что о появлении города уже заявил глава районной администрации Владислав Вохмин. Бравурность сообщений «Карельское правительство нашло инвестора … Опыта реализации подобных проектов в нашей республике нет. На первоначальном этапе инвестор на его реализацию планирует выделить четыре миллиарда рублей» вызывающе контрастирует с пессимизмом, окутывающим всех жителей региона в последнее время. Кругом санкции, девальвация, инфляция, стагнация. А тут ничего этого нет. Тут такой бескрайний позитивчик, что просто хочется взять в библиотеке книги по истории Костомукши и читать, как все начиналось. И пусть это мгновение продлится, как можно дольше.

Самый молодой город Карелии Костомукша был построен в начале 80-х гг. прошлого столетия. Фото: vk.com
Самый молодой город Карелии Костомукша был построен в начале 80-х гг. прошлого столетия. Фото: vk.com

Ведь уже завтра всем станет ясно, что никакой город республике не нужен. Скорее, все затевается с целью отломить кусок Мийнальского сельского поселения и перевести его под «нужный» вид освоения. Так называемый «Северо-Западный коридор развития», прожективно связывающий Лахденпохью и Урал, на уровне межрегионального стратегического развития противоречит не только перспективам развития национальной системы железнодорожного сообщения, но и концепции переформатирования Северного морского пути. Кому вообще нужна эта магистраль, тем более платная? Каковы параметры планируемого грузооборота?

По такому маршруту предполагают пустить международную автомагистраль из Финляндии до Урала в московской компании "Северо-Западный коридор развития". Фото с сайта компании
По такому маршруту предполагают пустить международную автомагистраль из Финляндии до Урала в московской компании «Северо-Западный коридор развития». Фото с сайта компании

Очевидно, что большинство жителей Карелии испытывают значительные затруднения в проведении экспертизы инвестиционных проектов. В обстоятельствах, когда районная и республиканская власти приветствуют анормально масштабные инфраструктурные начинания, профессиональный критический взгляд оказывается предельно востребованным. Следует проявить скрупулезность и дотошность, объективность и расчетливость. Особенно в том, что касается параметров окупаемости «коридора развития».

Пока же известно, что 3 ноября 2015 года в Москве зарегистрировано акционерное общество «Северо-западный коридор развития». 30 ноября в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись, из которой следует, что уставной капитал компании зафиксирован в размере 6.000.100.000 рублей, а основным учредителем выступает ЗАО «Энфлейд», которому принадлежит доля номинальной стоимостью 6.000.000.000 рублей. «Кроме красивой циферки уставного капитала», как выразился столичный финансист, к которому «Черника» обратилась за комментарием, «ничего конкретного не просматривается».

Глава Карелии Александр Худилайнен и генеральный директор компании "Северо-Западный коридор развития" Дмитрий Белкин. Фото: gov.karelia.ru
Глава Карелии Александр Худилайнен и генеральный директор компании «Северо-Западный коридор развития» Дмитрий Белкин. Фото: gov.karelia.ru

А теперь вернемся к мечте о будущем Пайкъярвенкюля, который, вероятно, позиционируется как «город у большой и дальней дороги». Известно, что с середины XIX столетия именно город способствовал быстрому утверждению механистических, машинных метафор. От мотора как образа производительного труда к машине как метафоре эффективного преобразования природных веществ и энергии в полезные людям продукты – этот путь был пройден экономической теорией ХIХ века за считанные десятилетия. Полезность продуктов работы машин для всех – подобный ход мысли был настолько популяризован «прогрессистской» идеологией, что долгое время автоматически переносился на образ современного города. Последний, в частности, мыслился как «динамо-машина», вращающаяся для блага всех горожан. Но не происходит ли так, что молчаливо поддержанное всей губернаторской командой заявление Вохмина о невиданном для республики мега-проекте используется для того, чтобы – если воспользоваться грубоватым позднесоветским жаргоном – «динамить» избирателей, то есть всячески уклоняться от выполнения обещаний?