Новый город родится в России! Город-сад! Он вырастет и расцветет! В нем будут жить самые счастливые люди! Этот город будет наш! Ведь он появится в Карелии, в Лахденпохском районе, там, где сейчас девятнадцать жителей формируют местечко Пайкъярвенкюля.

Пусть злыдни твердят, что строительство такого полиса не предусмотрено Инвестиционной стратегией Республики Карелия на период до 2025 года, не запланировано в мероприятиях Федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года». Главное, что о появлении города уже заявил глава районной администрации Владислав Вохмин. Бравурность сообщений «Карельское правительство нашло инвестора … Опыта реализации подобных проектов в нашей республике нет. На первоначальном этапе инвестор на его реализацию планирует выделить четыре миллиарда рублей» вызывающе контрастирует с пессимизмом, окутывающим всех жителей региона в последнее время. Кругом санкции, девальвация, инфляция, стагнация. А тут ничего этого нет. Тут такой бескрайний позитивчик, что просто хочется взять в библиотеке книги по истории Костомукши и читать, как все начиналось. И пусть это мгновение продлится, как можно дольше.

Самый молодой город Карелии Костомукша был построен в начале 80-х гг. прошлого столетия. Фото: vk.com
Самый молодой город Карелии Костомукша был построен в начале 80-х гг. прошлого столетия. Фото: vk.com

Ведь уже завтра всем станет ясно, что никакой город республике не нужен. Скорее, все затевается с целью отломить кусок Мийнальского сельского поселения и перевести его под «нужный» вид освоения. Так называемый «Северо-Западный коридор развития», прожективно связывающий Лахденпохью и Урал, на уровне межрегионального стратегического развития противоречит не только перспективам развития национальной системы железнодорожного сообщения, но и концепции переформатирования Северного морского пути. Кому вообще нужна эта магистраль, тем более платная? Каковы параметры планируемого грузооборота?

По такому маршруту предполагают пустить международную автомагистраль из Финляндии до Урала в московской компании "Северо-Западный коридор развития". Фото с сайта компании
По такому маршруту предполагают пустить международную автомагистраль из Финляндии до Урала в московской компании «Северо-Западный коридор развития». Фото с сайта компании

Очевидно, что большинство жителей Карелии испытывают значительные затруднения в проведении экспертизы инвестиционных проектов. В обстоятельствах, когда районная и республиканская власти приветствуют анормально масштабные инфраструктурные начинания, профессиональный критический взгляд оказывается предельно востребованным. Следует проявить скрупулезность и дотошность, объективность и расчетливость. Особенно в том, что касается параметров окупаемости «коридора развития».

Пока же известно, что 3 ноября 2015 года в Москве зарегистрировано акционерное общество «Северо-западный коридор развития». 30 ноября в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись, из которой следует, что уставной капитал компании зафиксирован в размере 6.000.100.000 рублей, а основным учредителем выступает ЗАО «Энфлейд», которому принадлежит доля номинальной стоимостью 6.000.000.000 рублей. «Кроме красивой циферки уставного капитала», как выразился столичный финансист, к которому «Черника» обратилась за комментарием, «ничего конкретного не просматривается».

Глава Карелии Александр Худилайнен и генеральный директор компании "Северо-Западный коридор развития" Дмитрий Белкин. Фото: gov.karelia.ru
Глава Карелии Александр Худилайнен и генеральный директор компании «Северо-Западный коридор развития» Дмитрий Белкин. Фото: gov.karelia.ru

А теперь вернемся к мечте о будущем Пайкъярвенкюля, который, вероятно, позиционируется как «город у большой и дальней дороги». Известно, что с середины XIX столетия именно город способствовал быстрому утверждению механистических, машинных метафор. От мотора как образа производительного труда к машине как метафоре эффективного преобразования природных веществ и энергии в полезные людям продукты – этот путь был пройден экономической теорией ХIХ века за считанные десятилетия. Полезность продуктов работы машин для всех – подобный ход мысли был настолько популяризован «прогрессистской» идеологией, что долгое время автоматически переносился на образ современного города. Последний, в частности, мыслился как «динамо-машина», вращающаяся для блага всех горожан. Но не происходит ли так, что молчаливо поддержанное всей губернаторской командой заявление Вохмина о невиданном для республики мега-проекте используется для того, чтобы – если воспользоваться грубоватым позднесоветским жаргоном – «динамить» избирателей, то есть всячески уклоняться от выполнения обещаний?

Предыдущая статьяГосдолг Карелии превысил 21 миллиард рублей
Следующая статьяНаселение Карелии идет на убыль
Олег Реут
Публицист. Пишет докторскую диссертацию по политическим наукам. Как сам утверждает, публицистикой интересуется меньше, чем экономикой, а экономикой меньше, чем политикой. Телеграм-канал: https://t.me/reut_team2021.