На днях у многих коренных жителей республики случился культурный шок. Устроила его вице-премьер Карелии Лариса Подсадник, как раз курирующая в республиканском правительстве сферу культуры. Госпожа Подсадник радостно сообщила (и радость эту общественность точно не разделяет), что на установку в Петрозаводске памятника всемирно известной народной поэтессе из Заонежья Ирине Андреевне Федосовой потребуется… 10 миллионов рублей.
Откуда взялась столь весомая сумма – чиновница не пояснила. Ведь изначально речь шла о трех миллионах, и пустившей «шапку по кругу» общественности уже удалось собрать 200 тысяч рублей. Причем, в ходе обсуждения идеи памятника звучало, что финансовую помощь готов оказать член госкомиссии по подготовке к празднованию 100-летия Республики Карелия Рашид Нургалиев, правда, он обещал деньги на бюст Федосовой, но концепция поменялась, а обещание осталось.
Можно предположить, что удорожание памятника более чем в три раза изменилось благодаря проекту, подготовленному скульптором Александром Кимом и одобренному некими экспертами. Концепция скульптуры, по словам Ларисы Посадник, представляет собой композицию, «состоящую из скульптуры сказительницы, присевшей на большой камень и рассказывающей сказки деревенским детям. При изготовлении памятника планируется использовать природный валун, а фигуры людей отлить из металла».
Вот тут-то все и ахнули. Возможно, Ирина Федосова и рассказывала сказки детям, но основной ее аудиторией были взрослые люди, а ее сказы и плачи отнюдь не были предназначены для детских ушей и пониманию ребенка вряд ли поддавались. Почему случился такой казус? К одному автору проекта, наверно, предъявлять претензии нельзя, ведь его работу оценивали «ценители». Наверно, в комиссию входили и работники Министерства культуры Карелии, возможно, и сама Лариса Подсадник высказала свое одобрение. Но, скажите, почему в комиссию не позвали истинных знатоков творчества Федосовой?
– Да, Федосова была сказительницей, она этим и прославилась, а те, кто называют ее «сказочницей», как Лариса Подсадник, видимо, не очень хорошо знакомы с устным народным творчеством нашего края, что изучалось в свое время на уроках литературы, – комментирует руководитель КРОО «Заонежье» и подвижник проекта «Федосовские чтения» Валентина Сукотова. – А сказывала Федосова о крестьянской жизни, ее бедах и нуждах, рекрутчине, сиротстве, голоде, болезнях… Слез было много у нашего народа, не случайно таких женщин называли «плакальщицами», они были центром обряда. Образ народного горя – центральный во всех плачах Ирины Федосовой: и похоронных, и рекрутских, и свадебных.
Говорят, с талантом мгновенной импровизации, которой бог наделил нашу землячку, никто не мог сравниться, это действительно была народная поэтесса. С 12 лет она стала «править» свадьбы, похороны, проводы в рекруты. Для Ирины Федосовой 50 верст не было расстоянием, хорошо, если подвезут на лодке или лошадке, а то и пешком. Но потихоньку катилась эта хромоногая старушка по родным тропинкам туда, где была востребована. Получив признание у российской элиты, она стала очень богата, у нее были деньги, золото, поклонники таланта дарили ей бриллианты, но умерла она, имея на руках один единственный узелок, в котором – одежда для погребения. Все, что Федосова нажила творчеством в крупных городах, она отдала людям и считала себя самым счастливым человеком, рассуждала, как истинная православная: «все, что ты отдал – твое».
Способны ли понять такое самопожертвование в правительстве Карелии – большой вопрос. Денег на памятник у власти нет. Глава республики год назад выступил с таким обращением: «Каждый из нас может внести свой вклад, даже самый скромный, в благое дело по созданию памятника вопленице и сказительнице Ирине Федосовой, сделав пожертвование в Фонд поддержки и развития этнокультурных инициатив… Давайте не забывать таких людей!»
– Люди собирали деньги, отрывая от своих скудных возможностей ради великой землячки, – комментирует Валентина Сукотова. – Собрано 200 тысяч, но, говорят, эти деньги уже потрачены. Говорят, на проект памятника. С кем обсуждался этот проект? Были ли среди экспертов земляки с родины Федосовой? Неужто трудно было отправить фотографии и предложения по заонежским поселениям, раз памятник народный? И, по сути, он должен быть «деревенским»: простым, скромным, добротным и обстоятельным, нести самую главную мысль от Ирины Андреевны:
Буде проклято велико это горюшко,
Буде проклята злодийная незгодушка.
Как по нынешним годам да по бедовым
Лучше на́ свете человеку не родитися…
– Ирина Федосова – символ печали, символ горькой жизни народной, и смысловая ценность памятника должна этому соответствовать, – считает общественница. – Говорят, цена его растет не по дням, а по часам, какие-то фигуры появляются. Чем больше фигур – тем больше миллионов. Опять же – выгода есть. Она, говорят, там уже руками размахивает, может, еще и спляшет по проекту наших властей? Беда в одном: власть не слышит народ. Деньги-то собирали простые люди в надежде, что к делу отнесутся серьезно, никто не ожидал такого поворота.
Глава Карелии Артур Парфенчиков, по словам его заместителя Ларисы Подсадник, поручил активизировать работу над установкой памятника и планирует провести еще один народный сбор средств…
В связи с этим депутат Законодательного собрания Карелии Андрей Рогалевич, который в свое время совместно с общественностью выступил с идеей народного памятника Ирине Федосовой, подготовил обращение к руководителю республики. «Особое непонимание вызывает отказ и игнорирование включения в конкурсную комиссию по отбору проекта памятника тех людей, кто на протяжении десятков лет безвозмездно занимается изучением и сохранением творчества И.А. Федосовой, а также тех, кто не один год доказывал необходимость его установки, – говорится в обращении. – Уважаемый Артур Олегович, полагаю, что представленный проект не может быть принят за основу не только по смыслу, но и по стоимости. Прошу еще раз вернутся к публичному обсуждению проекта памятника народной поэтессе».
«Черника» возвращается к теме увековечивания памяти Ирины Федосовой уже в который раз. Меняются губернаторы и чиновники, курирующие сферу культуры и сохранения народных традиций, но только не меняется их отношение, они по-прежнему считают неподобающим своему статусу советоваться с народом.