Недавно на площади Кирова в Петрозаводске засыпали щебнем яму. Рядовое событие в жизни города, если не учитывать то обстоятельство, что это самое место, где республиканская власть и активисты РПЦ совместно планировали возвести часовню Фаддея Петрозаводского.
Напомним, что несколько лет назад группа верующих во главе со священником Константином Савандером устроила громкую общественную кампанию по поводу строительства на площади Кирова этого новодела. Споров и дискуссий было много.
Далеко не все петрозаводчане поверили, что вся эта инициатива связана не с желанием РПЦ получить кусок земли под возведение туристического объекта в самом центре Петрозаводска, а исключительно с историей странного петрозаводского юродивого, жившего триста лет назад. Единственное документальное свидетельство о жизни которого – это весьма красноречивое письмо Петра Великого:
Мне кажется, выдающийся основатель нашего города сильно бы удивился, если бы узнал, что через триста лет часовню в память юродивого Фаддея будут считать неким символом города Петрозаводска, да еще и символом восстановления какой-то не очень понятной «духовности». Он-то создавал здесь передовой для России, на тот исторический момент, центр военной промышленности.
Но вернемся к современности. Идея восстановления часовни так бы и осталась оригинальной частной инициативой, плохо вписывающейся в современный архитектурный ансамбль площади Кирова, если бы не глава Карелии Артур Парфенчиков. Он обещал найти средства меценатов для строительства новодела, который, дескать, «может стать знаковым местом для горожан: к ней будут водить экскурсии, приезжать свадьбы».
Более того, Артур Парфенчиков, будучи еще временно исполняющим обязанности, лично пришел в петрозаводскую мэрию на публичные слушания в мае 2017 года, чтобы поддержать церковников. Напомним, что тогда, в итоге равнодушия одних горожан и массовой мобилизации других за то, чтобы отдать участок земли площадью в 669 квадратных метров в самом центре города под строительство часовни проголосовало 257 человек. Против было 39 петрозаводчан, пришедших на публичные слушания.
В поддержку строительства церковного объекта было мобилизовано и общественное мнение. За часовню-новодел высказались и директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг, и депутат Петросовета Анишин, и ряд других известных людей Петрозаводска. За выступила и сити-менеджер карельской столицы Ирина Мирошник. При этом все они часто упирали на необходимость привлечения туристов, как будто мало чем примечательный новодел сам по себе мог привлечь толпы заинтересованных гостей из других регионов. А вот к мнению противников строительства никто не хотел прислушиваться.
Но далее что-то пошло не так. Несмотря на самые радужные обещания Артура Парфенчикова, гипотетических меценатов и административный ресурс, строительство так и не началось. В итоге символом «духовного возрождения» Петрозаводска стала банальная яма в центре карельской столицы. С недавнего времени засыпанная щебнем.
Как возмущенно пишут некоторые петрозаводчане в комментариях под постом главного инициатора всей этой затеи, священника Константина Савандера:
«Разрыли центральную площадь, изуродовали вид забором. Сколько лет любуемся на эту «красоту». Чего ради? Мало нам церквей в городе? Ах, как ценность — фундамент разрушенной часовни, с ума сойти! Школу бы лучше отремонтировали напротив Крестовоздвиженского храма! Вот это богоугодное дело, бесспорно. А тут… Не пойми что и не пойми зачем».
В ответ Константин Савандер оправдывается и традиционно валит все на чиновников:
«Если бы в прошлом году разрешили — все бы уже стояло… Построить не проблема — пробить «демократию в головах чиновников» и получить все возможные согласования — вот сложность…»
До сих пор сторонники возведения часовни лелеют надежду, что в следующем году ее строительство начнется. Хотя, как верующие люди, могли бы отнестись к нынешнему провалу своей инициативы, как к подлинному вразумлению свыше. В конце концов, строительство религиозных объектов, оправдываемое привлечением туристов, к истинной вере никакого отношения не имеет. А вот лицемерием отдает.
А пока православная общественность и местные иерархи РПЦ заняты решением подобных меркантильных вопросов, в районах республики разрушаются действительно старые церкви, которые были переданы государством в собственность карельской епархии. Только в одном Олонецком районе два таких объекта. Это здание храма в Мегреге 1868 года постройки, из которого выселили Дом культуры, из-за чего уже несколько лет в этом большом населенном пункте не было своего места для культурных мероприятий.
Второе- это старинное здание церкви в деревне Верховье 1850-го года постройки. До передачи здания РПЦ там располагалась сельская библиотека.
И ведь действительно старинные здания представляют исторический интерес, и в этих деревнях есть верующие люди, о нуждах которых должно было бы позаботиться руководство карельской епархии. Но нет, оба здания позабыты-позаброшены. Получается так, что руководство православной церкви из-за ямы в центре Петрозаводска забыло про свои церкви…