«Господин Муравьеф. Здешний мужик, которого зовут Федеем, стар и кажетца ума лишен. Живет в лесу, приходит в деревню, которого здесь за чюдо имеют, а худости и расколу не сказывают. Того ради дабы не было блазни, велел я его к вам на заводы отвесть, дабы там его кормить до смерти его».
Письмо Петра I – единственное документальное свидетельство о житии «святого старца», которого непонятно с чего нарекли «покровителем» Петрозаводска. Письмо реального основателя нашего города, возникшего вместе с заводом, где мастеровые делали пушки и ядра, опираясь отнюдь не на помощь свыше, а на свои знания и опыт.
Наш город рождался вместе с новой эпохой, где уже не было места патриаршеству, где не очень любили мироточение икон, зато ценили науку и вообще рациональное знание. Где нужны были не церковные колокола, а пушки. Не жития святых, а «Приемы циркуля и линейки» или «Наука статистическая, или механика». И уже где-то относительно недалеко, по нашим северным меркам, бегал пацан Михайло Ломоносов…
И тут такой Фаддей из леса…
Что делает Петр? Письмо ведь замечательное на самом деле! «Дабы не было блазни», то есть чтобы его смутные речи (религиозная пропаганда по нашему) не смущали народ, «кормить до смерти его». Ага, пусть этот местный «оппозиционер» и «общественник» больше кушает и меньше говорит. Чисто политическое решение!
Петрозаводск никогда не отличался особой религиозностью большинства населения. Верили, конечно, но без фанатизма. Север вообще не сильно располагает к религиозному фанатизму.
Завода, от которого рос город, больше нет, не пережил либеральных реформ. С логикой, с уважением к научным знаниям у многих тоже проблемы. И вот тут РПЦ «подсуетилась» с Фаддеем, который когда-то оставил свой след на обочине истории Петрозаводска. Странный и безвредный мужичок из леса.
Но мы ведь с вами в лес, в землянки обратно не собираемся?