Последуют ли кадровые выводы после скандала с автобусными перевозками в Карелии?

4
760
Игорь Жадановский - руководитель Госкомитета Карелии по транспорту, который организовал конкурс на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки. Фото: gov.karelia.ru
Игорь Жадановский - руководитель Госкомитета Карелии по транспорту, который организовал конкурс на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки. Фото: gov.karelia.ru

После нескольких месяцев упорного нежелания республиканских властей замечать протесты частных перевозчиков против организованного Госкомитетом Карелии по транспорту конкурса на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки, который фактически выдавил с местного рынка многих предпринимателей и небольшие фирмы, карельским чиновникам пришлось выслушать крайне неприятный для них вердикт Федеральной антимонопольной службы. Комиссия республиканского управления ФАС усмотрела в действиях организатора конкурса признаки ограничения конкуренции, и теперь по этому факту будет возбуждено дело об административном правонарушении, а в отношении самого конкурса — инициирована судебная процедура о признании его недействительным.

Едва ли не самой серьезной претензией, которую предъявляли частные карельские перевозчики к Госкомитету по транспорту, стало укрупнение конкурсных лотов. Сотни автобусных рейсов были распределены всего в четыре конкурсных лота вместо прежних 98. Еще накануне проведения торгов некоммерческое партнерство по содействию регулирования взаимоотношений в сфере автомобильного транспорта «Карелтранс» пыталось обратить внимание республиканского руководства и общественности на то обстоятельство, что в Карелии попросту нет ни одного перевозчика, который бы, выиграв хотя бы один лот с десятками рейсов, смог бы обслужить их имеющимся парком автобусов. Но в правительстве республики словно не слышали этих доводов, и не удивительно, что многие частные перевозчики заподозрили руководство Карелии, где ключевые посты занимают выходцы из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в стремлении зачистить региональный рынок под крупный питерский бизнес.

Автовокзал в Петрозаводске. Фото: gorussia.ru
Автовокзал в Петрозаводске. Фото: gorussia.ru

На днях Карельское УФАС опубликовало полный текст решения по жалобам на республиканский конкурс на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки, где написано черным по белому:

«В результате необоснованного формирования (укрупнения) лотов, имеются реальные факты прекращения деятельности отдельными хозяйствующими субъектами, ранее оказывавшими услуги по перевозке пассажиров. Согласно информации, представленной уполномоченной по защите прав предпринимателей  в Республике Карелия Гнетовой Е.Г.,  в связи с проведением конкурса, объявленного Госкомитетом, которым предусмотрено укрупнение лотов, 5 предпринимателей прекратили осуществлять свою основную деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия — ИП Гершеев А.С., ИП Белкин А.В., ООО «АТП», ООО «Рапид», ООО «Сегежское АТП», некоторые предприниматели были вынуждены выставить на продажу автотранспортные средства, а также уволить работников (водителей). Часть перевозчиков осуществляет деятельность на условиях привлечения их победителями торгов в качестве «третьих лиц», при этом у таких хозяйствующих субъектов отсутствуют какие-либо гарантии (договоры заключенные с такими лицами могут быть расторгнуты в любой момент). Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов по необоснованному укрупнению лотов привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении Республики Карелия. При укрупнении лота увеличилось количество требуемых транспортных средств, что лишило потенциальных перевозчиков – участников  отбора, имеющих ограниченное количество транспортных средств, бороться на равных условиях с крупными автопредприятиями».

Заметим, что конкурс на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки, состоявшийся минувшим летом, предполагалось провести еще год назад, но тогда он был отменен по решению антимонопольной службы, которая признала организацию конкурсной процедуры противоречащей закону о защите конкуренции. Теперь ФАС намерена обратиться в Арбитражный суд Карелии с иском о признании недействительным этого конкурса, что, на наш взгляд, дает основание усомниться в профессионализме тех, кто занимался подготовкой торгов.

От того, последуют ли кадровые выводы со стороны губернатора в отношении руководства Госкомитета по транспорту или глава Карелии Александр Худилайнен в очередной раз попытается не замечать скандал, во многом будет зависеть возвращение доверия частных карельских перевозчиков к нынешней республиканской власти. Если, конечно, после всего случившегося, можно вообще говорить о таком доверии.