Зачем руководство карельской епархии распространяет фейки из интернета?

На прошлой неделе многие СМИ рассказали о том, что митрополит Петрозаводский и Карельский Константин после службы обратился с проповедью к прихожанам храма Новой Вилги. В ней он решил высказать свою точку зрения на некоторые вопросы отечественной истории.

Что, безусловно, не возбраняется, представитель любой идеологии может так или иначе трактовать различные исторические события. Главное – чтобы его трактовка не расходилась с общепризнанными фактами.

В частности, митрополит Константин поведал о событиях Кровавого воскресенья – 9 января 1905 года, знакомых каждому школьнику, когда в Санкт-Петербурге было расстреляно шествие рабочих, надеявшихся передать царю петицию о своих нуждах:

«Простой народ, конечно, ничего не знал и не догадывался, что в толпе этого народа шли боевики, вооруженные бомбами, наганами, пистолетами. Надо было спровоцировать кровь! Типа того, как знаете, на нашей памяти события Майдана. Раскачивали-раскачивали этот Майдан, и ничего не получалось. Никакой гражданской войны, ничего не получалось. А когда появились неизвестные снайперы, которые стали убивать и с той, и с другой стороны людей, проливая кровь, вот тогда и началась настоящая гражданская война. То же самое было и тогда».

Немного странно, что митрополит Константин, получивший все-таки неплохое советское образование, не видит различия между революцией, в которой сталкиваются интересы различных классов в борьбе за переустройство общества и банальным «Майданом», когда одна группировка правящего на Украине класса просто свергла другую. Ну да Бог с ним. Интересней другое – версия о «боевиках» в Кровавое воскресенье сейчас действительно активно распространяется в различных монархических пабликах. Мол, не виноват Николай Кровавый и царские войска, это они первые начали стрелять! И якобы даже кого-то убили.

Проблема в том, что данная версия никак не подтверждается историческими источниками именно «заинтересованной» стороны, официальной. Про это ничего нет в воспоминаниях очевидцев, в том числе офицеров, которые никаких «боевиков» не увидели. Про это вообще ничего нет и в совершенно секретной «Записке начальника Петербургского охранного отделения Л. Н. Кременецкого директору департамента полиции А. А. Лопухину» о расстреле рабочей демонстрации 9 января. Любой желающий может найти ее в интернете:

«Когда в Нарвском отделе собралось несколько тысяч народу, священник Гапон отслужил молебен и вместе с толпой, имея во главе хоругви и иконы, взятые силою из находившейся близ Нарвского отдела часовни, а также портреты их величеств, двинулись к Нарвским воротам, где были встречены войсками. Следует заметить, что о. Гапон, устроив шествие, немедленно скрылся. Несмотря на уговоры пристава Значковского и атаки кавалерии, толпа не расходилась, а продолжала двигаться. Находившиеся у Нарвских ворот 2 роты открыли огонь «пачками» …. В числе пострадавших находятся хоругвеносцы и рабочие, несшие портреты их величеств. Кроме того, пострадали от этих же выстрелов помощник пристава поручик Жолткевич и один из околоточных надзирателей, сопровождавших толпу».

Записка подробная, но там нет никаких сведений о «боевиках, вооруженных бомбами, наганами, пистолетами». Более того, абсолютно никаких сведений об этом нет и в дневниках Николая Кровавого! То есть в тот момент все прекрасно знали, что никакой угрозы от демонстрантов, шедших с иконами к Зимнему дворцу, не было. Просто дядя царя, великий князь Владимир Александрович, руководивший расправой над рабочими, прямо говорил, что «России будет полезно небольшое кровопускание».

Зачем же тогда карельский митрополит, главный православный пастырь нашей республики, распространяет эти фейки из интернета? Более того, промонархическая проповедь митрополита Константина входит в вопиющее противоречие с тем, как отреагировало наше местное духовенство на свержение Николая II в феврале 1917 года. По этому поводу есть любопытный сборник документов Михаила Бабкина «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году», его тоже легко найти в интернете. Например, «Из постановлений Олонецкого епархиального съезда духовенства и мирян 18 июня 1917 года:

«Епархиальный съезд духовенства и мирян Олонецкой епархии приветствует совершившийся государственный переворот, раскрепостивший русский народ и давший церкви свободу самоуправления, и вместе с тем благоговейно вспоминает и молитвенно чтит память борцов за свободу народа и независимости церкви, а равно благословляет живых, которые стали во главе народного движения к свержению старого строя».

В этой связи нынешние крестные ходы по Петрозаводску в память «Царской семьи» вызывают как минимум удивление. Или вот еще, резолюция епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия (Дьячкова) на телеграмме Вытегорского исполкома, сообщавшего, что некоторые священники восстанавливают население против Временного Правительства:

«Пастыри церкви, решающиеся восстановлять население против Временного Правительства, пусть знают, что за такого рода деятельность они подлежат в правовом Государстве суду по всей строгости законов, как враги Государства, как не отвечающие своему высокому назначению, такого рода пастыри будут устранены и по суду церковному от пастырского делания».

То есть руководство и основная часть церковнослужителей Олонецкой губернии в 1917 году с радостью встретила свержение монархии. А тех одиночек, кто был против новой власти, руководство епархии даже давило административными методами.

Неужели руководство карельской епархии не знает свою собственную историю?