Современная теория управления электоральными процессами исходит из того, что предметное поле исследований выборных практик разделяется на два сложно сопрягаемых направления. Первое связано с изучением поведения избирателей. Оно базируется на изначальном принятии тезиса, в соответствии с которым существуют сравнительно универсальные (и, следовательно, верифицируемые) модели электорального поведения. Второе во главу угла ставит анализ институтов и процедур выявления людей, которые должны быть наделены властью.

Именно в рамках второго направления происходит переформатирование двух основных задач выборов – обеспечение справедливого политического представительства и формирование эффективных, работоспособных и стабильных органов власти. Зачастую эти задачи приходят в естественное противоречие, так как если избранный орган власти окажется максимально точным сколком с общества и в нем будет представлено все многообразие пусть только основных существующих в обществе интересов и позиций, то процесс принятия решений в нем может оказаться крайне затрудненным. Борьба и демонстрирование противоречий, тормозящие процесс принятия решений, могут подорвать доверие широких слоев населения к такому органу. Напротив, монолитный орган власти окажется вполне работоспособным, но совершенно не будет отражать существующее в обществе многообразие. Очевидно, что обе задачи в разной степени востребованы различными политическими режимами.

Численность карельских парламентариев хотят урезать. Фото: gubdaily.ru
Численность карельских парламентариев хотят урезать. Фото: gubdaily.ru

Указанные теоретические построения носят предельно прикладной характер. Ведь в настоящее время по второму кругу стал обсуждаться вопрос о сокращении числа избираемых депутатов Законодательного собрания Республики Карелия. Со стороны губернаторской администрации «продвигается» законодательное предложение с нынешних пятидесяти перейти на тридцать шесть народных избранников. Собственно, механизм «продвижения» довольно прост: нынешним депутатам предлагается поддержать инициативу в обмен на неформальные гарантии сохранения депутатского мандата. При этом, конечно, все понимают, что подобные гарантии не могут быть абсолютными, так как, во-первых, проходная часть любого партийного списка имеет свои разумные пределы, а во-вторых – подавляющее большинство кампаний в одномандатных округах будет проходить в высоко конкурентных условиях.

Тем не менее, механизм непубличных консультаций запущен. А читателям же «Черники» стоит предпринять попытку разобраться, почему уменьшение количества депутатов выгодно только сторонникам партии власти.

Предложение сократить депутатский корпус "продвигается" со стороны губернаторской команды? Фото: gubdaily.ru
Предложение сократить депутатский корпус «продвигается» со стороны губернаторской команды? Фото: gubdaily.ru

Основная политическая функция выборов заключается не только в наделении кого-либо полномочиями, но и в формировании той или иной расстановки сил на политической арене в целом. Даже не получившие в результате выборов власти партия или политик по их итогам могут значительно укрепить свои позиции, продемонстрировав, например, что пользуются поддержкой значительной части населения. С другой стороны, позиции выигравшей выборы политической силы находятся в зависимости от соответствия результатов первоначальным притязаниям, от объема затраченных в ходе предвыборной борьбы ресурсов и т.д. Масштабные выборы (а выборы-2016 в масштабе республики станут именно таковыми), являясь рубежом в политическом развитии, задают повестку дня последующего этапа политической борьбы. Не стоит забывать и того, что одной из важных функций выборов является также вовлечение в политическую жизнь новых членов общества.

Единственная задача, которую решают выборы в условиях авторитарного или полуавторитарного режима – придание легитимности формируемым органом власти. Выборы в рамках данной модели неизбежно имеют формальный характер, проводятся на безальтернативной основе или с запрограммированным результатом. По сути, это лишь священнодействие, символизирующее вручение власти от имени народа. Избиратели в таком случае являются участниками церемонии, а ее организаторы заинтересованы в том, чтобы она прошла на должном уровне, и в зависимости от ситуации и особенностей режима готовы использовать для этого различные средства – не только угрозы, но и поощрения, не только давление, но и уступки, доходящие до заискивания. Пример именно такой практики и демонстрируют проходящие ныне «консультации», где ложно понимаемая целесообразность ориентирует инициаторов изменений на формирование трехпартийного парламента. При идеальном раскладе в карельском Заксобрании должны перестать существование фракции не только «Яблока», но и КПРФ.

За сокращением численности парламентариев стоит стремление избавиться от оппозиции? Фото: gubdaily.ru
За сокращением численности парламентариев стоит стремление избавиться от оппозиции? Фото: gubdaily.ru

Здесь и наступает самое время напомнить выделяемые критерии демократических выборов: конкурентность, периодичность, непредсказуемость результата и … представительность, исходящую из того, что круг избирателей достаточно широк и охватывает различные слои общества, которые заинтересованы в оформлении своего представительства в политике. Дополняемая конкурентностью, представительность создаёт минимально необходимые предпосылки для создания равных условий для всех участников выборов, в том числе оппозиции. Некий парадокс, однако, заключается в том, что в силу естественного неравенства участников политического процесса в реальности придать всем выборам конкурентный характер невозможно. Поэтому само понятие «конкурентность» все чаще трактуется по-разному, и речь идет, по сути, не об одном, а о нескольких пересекающихся признаках.

Важно отметить, что фактически неконкурентные выборы даже в условиях демократии (к примеру, если никто не пожелал соперничать с фаворитом, пользующимся широкой поддержкой избирателей), в конечном счете будут подрывать доверие не только к механизмам голосования, но и к организации политической системы в целом. Кроме того, они приведут к застою в обществе, будут препятствовать необходимому обновлению политической элиты. Возможно, в этом и заключается интерес электоральных менеджеров губернаторской администрации. Вот только потенциальным подписантам рассматриваемого законопроекта стоит учесть один существенный момент: запрограммировать неконкурентный и одновременно предсказуемый характер карельских выборов достаточно сложно, так как ни у кого в республике нет возможности заранее перераспределить финансовые и медийные ресурсы и теми или иными способами не допустить выдвижения сильных кандидатов.

Предыдущая статья«Молодой Карелии» больше не будет
Следующая статьяКарельские коммунисты устроили акцию против развала села
Олег Реут
Публицист. Пишет докторскую диссертацию по политическим наукам. Как сам утверждает, публицистикой интересуется меньше, чем экономикой, а экономикой меньше, чем политикой. Телеграм-канал: https://t.me/reut_team2021.