С инициативой строительства такого центра в карельской столице выступила местная мусульманская община, а своеобразным проводником этой идеи оказалось… республиканское министерство по вопросам национальной политики, на официальном сайте которого в октябре нынешнего года появилась публикация «Мусульмане Карелии выступают за межнациональное и межконфессиональное сотрудничество». Процитируем лишь один абзац из этой публикации, где, собственно, и объясняется необходимость строительства центра:

«На сегодняшний день мусульмане не располагают иным помещением в Петрозаводске, кроме здания исламского духовно-культурного центра на улице Муезерской. Это небольшое по своим размерам строение сейчас не может вместить всех верующих. Особенно остро стоит вопрос о проведении занятий, коллективных молитв. В праздничные дни мусульмане вынуждены выполнять молитву прямо на улице, что создает неудобство и жителям соседних домов, и самим верующим. В связи с этим назрела необходимость строительства нового «Культово-культурного мусульманского центра», который будет удовлетворять всем необходимым потребностям».

Напомним, что в 2008 году администрация Петрозаводска выделила более 6,2 тысячи квадратных метров земли на Вытегорском шоссе под строительство мечети. Правда, никто тогда не поинтересовался отношением местных жителей к возведению культовой постройки, хотя в таких вопросах, наверное, стоило бы учитывать настроения горожан, чтобы избежать возможных социальных конфликтов.

Карелия, как известно, является многонациональным регионом. Если ознакомиться с новостями карельского Миннаца, можно увидеть, что в республике часто проводятся дни карельской, вепсской, финской, марийской, украинской, еврейской, вайнахской и других культур. Столь же разнообразна и религиозная палитра Карелии, и у представителей практически всех конфессий имеются места для совершения молитв.

Список религиозных организаций в Карелии в 2011 году.

Есть такое место и у мусульман — здание исламского духовно-культурного центра на улице Муезерской, 100 в Петрозаводске. Кроме того, мусульманские молельные помещения существуют в Олонце, Костомукше, Кондопоге, Медвежьегорске и Сортавале. Так нужен ли карельской столице новый «Культово-культурный мусульманский центр», если мусульманская община республики насчитывает сейчас, если верить данным, предоставленным информационным агентством России «ТАСС», около трех тысяч человек? Это даже меньше, чем полпроцента от всего населения республики. Однако в министерстве по вопросам национальной политики Карелии считают, что «небольшое по своим размерам строение сейчас не может вместить всех верующих». При этом особенно остро стоит вопрос о проведении занятий, коллективных молитв.

В середине ноября на Вытегорском шоссе состоялась  церемония закладки камня на месте строительства «Культово-культурного мусульманского центра». В церемонии приняли участие представители органов государственной власти Карелии, общественные и религиозные деятели из других регионов.

Карелия стала уникальным субъектом в России. Это первый регион (кроме мусульманских), где на церемонии открытия строительства мечети присутвовал глава правительства. Фото: ptzgovorit.ru

По словам главы республики Артура Парфенчикова, который не раз подчеркивал свои дружеские отношения с чеченским лидером Рамзаном Кадыровым, появления мечети много лет ждут представители мусульманской общины Карелии. Однако ранее были причины, которые не позволяли приступить к ее строительству. «Меня переполняют чувства, потому что на самом деле приятно видеть друзей. С Дамиром-хазрат говорили о том, что год назад мы сидели, пили чай, в московской Соборной мечети. У нас есть традиция — 1 ноября или накануне всегда собираться вместе с нашими мусульманскими ребятами из разных регионов», — произнес в своей речи глава Карелии.

«Уверена, что сегодняшнее событие закладки первого камня культово-культурного центра мусульман это действительно настоящее событие, очень долгожданное. И для мусульман мечеть станет и духовным центром и просветительским центром, и Петрозаводск только обретёт от этого», — прокомментировала на церемонии закладки камня планируемого строительства «Культово-культурного мусульманского центра» сити-менеджер Петрозаводска Ирина Мирошник. Фото: karelinform.ru

Поддерживают эту идею и некоторые общественники. «Исламский культурный центр в Карелии — это ценнейшая возможность научиться жить вместе в мире и согласии, принятии и уважении, сотрудничестве и ответственности. Время, в которое мы живем особое. Каждый день нам приходится делать нравственные выборы, ответственно выполнять социальные роли, выстраивать грамотные отношения с окружающими. Жизнь предлагает нам острые вызовы, посылает строгие уроки, проверяет на стойкость. И человеку слабому духом часто трудно праведно и безопасно откликнуться на современное развитие мира. Семья, друзья, наставники, духовные учителя предлагают нам выбрать путь более осознанно, максимально раскрыть свой творческий потенциал, служить близким и миру независимо от того, что мы приходим на эту землю такие разные и такие не похожие друг на друга» — считает член КРОО «Содружество народов Карелии» Елена Антошко.

Однако позволю себе не разделить оптимистические настроения бывшей правительственной чиновницы, а ныне общественницы Антошко. Дело в том, что как раз из подобных «культурных центров», расположенных в средней полосе России, в Карелию прибывают представители радикальных исламских течений и нелегально пытаются пересечь границу с соседней Финляндией, а также склоняют жителей Карелии к участию в незаконных вооруженных формированиях.

Я ни в коем разе не пытаюсь приравнять правоверных мусульман к тем радикалам, которые устраивают по всему миру теракты и воюют в ИГИЛ (запрещена в РФ), но прежде чем начинать строительство в Петрозаводске «Культово-культурного мусульманского центра», республиканским властям стоило бы все-таки выяснить отношение населения карельской столицы к этому проекту. В конце концов, даже вопрос о строительстве на площади Кирова православной часовни Фаддея Петрозаводского, которого карельский губернатор считает небесным покровителем города, был вынесен на обсуждение местных жителей.