Социальные проблемы начинают перекрывать сугубо экономические. Похоже, уже нельзя подойти к текущим вопросам сугубо по-бухгалтерски – взять и сократить расходы. Счастье не наступит. Начавшийся год несет вызовы серьезного социального напряжения. Локальные всплески недовольства, сопровождаемые сообщениями правоохранительных структур о бесконечных злоупотреблениях и коррупции тех, кто находится при власти, организуются в новое общественно-политическое движение.
Интересно, что противостоять ему федеральный центр и регионы могут совершенно по-разному. Первому лицу государства достаточно потратить на «затыкание» латентного конфликта часть своего рейтинга. Впрочем, пожелает ли он так поступить, можно и сомневаться. У губернаторов же такого ресурса просто нет … Хотя, однако, тут стоит ввести существенное уточнение. Губернатор губернатору – рознь. И подтверждается это самыми разными системами их рейтингования. Кто выше по ранжиру – тот обладает символическим ресурсом, часть которого может быть конвертирована и направлена на удержание под контролем ситуации текущей запущенности.
Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2015 году, подготовленный Лабораторией региональных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», представляет аналитический продукт, ориентированный на сравнение российских регионов. Точнее – региональных управленческих команд.
Для читателей «Черники», конечно, интерес представляет диагностика сложившегося в республике положения дел. А она следующая: «Слабые результаты продолжают демонстрировать Карелия (84 место, в прошлом году – 80) и Бурятия». Более развернутый комментарий: «Говоря о перспективе губернаторских выборов ближайших лет, вновь приходится обратить внимание на то, что пока не прошли через выборы главы ряда регионов-аутсайдеров. Возможно, в этом есть своя закономерность, поскольку Кремль не давал согласия на проведение в этих регионах досрочных выборов, но в то же время не принимал и решений о замене таких губернаторов. В число таких проблемных регионов по-прежнему входят Бурятия, Карелия, Тверская и Ярославская области (места не выше 80)».
Оформление предельно нелицеприятной для главы Карелии Александра Худилайнена формулировки «Кремль не давал согласия на проведение выборов – не принимал решений о замене таких губернаторов» медийно совпало с неприятностью другого рода. Вчера во второй половине дня появилось сообщение, что министерство образование и науки Российской Федерации отозвало согласование министра образования Карелии Александра Морозова. Официальные пояснения: «В конце прошлого года произошло несколько резонансных эпизодов с задержкой зарплаты учителям в регионах … Минобрнауки держит на контроле такие вопросы. Этот факт – сигнал для местных властей».
Стоит напомнить, что аналогичный «сигнал» касается и фигуры остающегося с приставкой «исполняющий обязанности» министра финансов РК Алексея Максимова. Состояние республиканского бюджета продолжает вызывать серьезные опасения. И дело уже не столько в потенциально выпадающих доходах казны, сколько в буквально драматическом характере многочисленных диспропорций. Внутренние источники заимствования крайне ограниченны, внешние – становятся фактически закрытыми. Сводить концы с концами практически невозможно. Усиливается противостояние между республиканским Минфином, старающемся придерживаться политики жесткой экономии, и другими ведомствами, отчаянно цепляющимися за свои тающие бюджеты. – Здесь снова можно привести цитату из указанного выше рейтинга: «По эффективности консолидации элиты первой оказалась Чеченская Республика. Среди главных аутсайдеров – Карелия».