Вчера парламентское большинство карельского парламента отвергло законопроект «О наказах избирателей». В очередной раз «Единая Россия» продемонстрировала свою боязнь открытости бюджетных процессов.
Напомним, эту инициативу выдвинули депутаты от «Справедливой России» Ройне Изюмов и Михаил Уханов. Ее целью было установление четкого порядка по работе с наказами избирателей. При этом они ссылались на тот факт, что подобного рода законодательные акты уже действуют в ряде российских регионов. Законопроект определял, что наказы – это одобренные собраниями избирателей предложения по социально-экономическому развитию Карелии, направленные в период избирательной кампании зарегистрированным кандидатам в депутаты ЗС РК.
Он устанавливал: «Для формирования предложений по наказам проводятся собрания, которые считаются правомочными, если в них приняло участие не менее 25 избирателей. Избранный депутат на основе протоколов собраний составляет перечень предложений по наказам. В дальнейшем Законодательное Собрание формирует сводный перечень предложений, утверждает его и направляет в республиканское правительство для подготовки проекта программы реализации наказов. При этом наказ может быть отклонен, если он противоречит законодательству или его реализация относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В программе реализации наказов, которая составляется на период полномочий депутатов ЗС РК указываются как их содержание, так и объем, и источники финансирования с разбивкой по годам, а также исполнительный республиканский орган, ответственный за реализацию наказа. Отчет о выполнении годового плана реализации наказов вносится главой Республики Карелия в Законодательное Собрание одновременно с отчетом об исполнении бюджета».
Если просчитать последствия принятия этого законопроекта, то они выходили далеко за рамки обычной партийной инициативы и касались бы всех. То есть многие обещания, данные во время избирательной кампании, можно было бы зафиксировать на бумаге. Они перестали бы быть просто словами и стали бы конкретными действиями с установленными сроками и механизмами ответственности.
Конечно, далеко не все наказы могли бы быть реализованы, учитывая состояние карельского бюджета. Но масса активных избирателей таким образом была бы вовлечена в этот процесс, делая его более открытым. Люди участвовали бы в принятии наказов, следили за их продвижением, учились разбираться в бюджетных процессах.
Но как раз этого республиканской власти и не надо! Депутатам от «Единой России», которым гораздо удобнее проводить какие-то точечные выделения средств и пиариться на этом, чем заниматься такой планомерной работой.
Еще на заседании комитета, где обсуждался данные законопроект, представитель губернатора Юрий Шабанов заявил, что исполнительная власть не поддерживает этот законопроект, потому что непонятен объем расходов республиканского бюджета: «Они будут плавающие, и это приведет к более стихийному принятию бюджета».
В ответ депутат Эмилия Слабунова не без иронии напомнила Юрию Шабанову, что в Карелии хватает «плавающих» расходов: «Мы в течение года наблюдаем множество примеров, когда у нас плавают те или иные расходы. Например, объявляется конкурс на ремонт кабинетов на Ленина, 19, потом этот конкурс снимается. Значит куда-то эти два миллиона уплыли… Много чего у нас плавает».
А один из авторов законопроекта Ройне Изюмов обратил внимание на то, что должна быть повышена политическая ответственность власти, которая должна будет объяснять, почему она направляет деньги на одни статьи расходов и не направляет на иные. Он же отметил, что за весь нынешний созыв ни одной поправки в бюджет, если она не была от депутатов «Единой России», принято не было. Такая в Карелии сложилась удивительная система, которую очень трудно изменить.