В начале декабря в парламенте Карелии намечено заседание депутатской комиссии по транспорту, где предполагается обсудить ситуацию в государственном унитарном предприятии республики «Карелавтотранс-Сервис», которое занимается пригородными и междугородними автобусными перевозками. Его убыток за три квартала нынешнего года составил почти 770 тысяч рублей, и, естественно, депутаты выразили обеспокоенность судьбой одного из стратегических предприятий республики. Правда, глава Карелии Александр Худилайнен предложил парламентариям «провести контрольные мероприятия» в ГУПе «по окончании периода сдачи бухгалтерской отчетности (не ранее второй половины апреля 2016 года)», но карельские законодатели опасаются, что к тому времени «Карелавтотранс-Сервис» может оказаться на грани банкротства.
Интересно, что руководство республики связывает убытки предприятия с выплатой процентов по банковскому кредиту на приобретение пяти автобусов «МАЗ» – об этом губернатор написал в письме депутату Законодательного собрания Карелии Светлане Логиновой, которая и подняла вопрос о созыве транспортной комиссии на ноябрьской сессии республиканского парламента. Стоит напомнить, что около двух с половиной лет назад глава Карелии Александр Худилайнен совсем иначе относился к приобретению «Карелавтотрансом» белорусских автобусов: выступая в июне 2013 года на презентации «МАЗов» в Петрозаводске, в которой участвовал посол союзного государства Игорь Петришенко, губернатор заявил, что многие в республике ждут, когда эти автобусы начнут работать на карельских маршрутах.
Заметим также, что автобусы «МАЗ» были приобретены в Белоруссии на весьма выгодных кредитных условиях – c компенсацией двух третей ставки рефинансирования белорусской стороной. Однако в нынешнем году вдруг выяснилось, что ГУП «Карелавтотранс-Сервис» с трудом оплачивает даже такой льготный кредит. Может, потому что один из пяти белорусских автобусов, по неофициальной информации, уже выведен из строя из-за неграмотной эксплуатации и нуждается в дорогом ремонте, а гасить кредитные обязательства предприятию приходится за все пять «МАЗов»? К тому же, эта техника несколько месяцев не эксплуатируется и не приносит предприятию выручку, которая могла бы идти на погашение кредита.
Низкопольные белорусские автобусы большой вместимости были бы очень востребованы на популярных пригородных и дачных направлениях. Но, как следует из письма главы Карелии Александра Худилайнена депутату республиканского парламента Светлане Логиновой, «ГУП РК «Карелавтотранс», учитывая пассажиропоток на маршрутах, низкую среднегодовую наполняемость транспортных средств (60-70% только в период май-август), автобусы «МАЗ-103585» (5 штук) переместил в резервную группу (исполнение конкурсной документации по созданию резерва транспортных средств) для осуществления пригородных перевозок». Как говорится, почувствуйте разницу: два с половиной года назад губернатор уверял всех, что белорусские автобусы ждут на карельских маршрутах, а сегодня эти автобусы, за которые еще не погашен кредит, отправлены в «резерв транспортных средств».
Почему же «Карелавтотранс» потерял пассажиропоток, который раньше приносил предприятию миллионы рублей дохода? Может, причиной тому стали управленческие решения карельских чиновников и руководства предприятия, поломавшие в нынешнем году прежнюю систему конкурсного распределения и выполнения пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов?
Напомним, что во время подготовки к республиканскому конкурсу на автобусные перевозки, который состоялся минувшим летом, Государственный комитет Карелии по транспорту объединил сотни рейсов всего в четыре конкурсных лота – вместо прежних 98. Некоммерческое партнерство по содействию регулирования взаимоотношений в сфере автомобильного транспорта «Карелтранс» пыталось обратить внимание республиканского руководства и общественности на то обстоятельство, что в Карелии попросту нет ни одного перевозчика, который бы, выиграв хотя бы один лот с десятками рейсов, смог бы обслужить их имеющимся парком автобусов. Но в правительстве республики словно не слышали этих доводов, и многие частные перевозчики заподозрили руководство Карелии, где ключевые посты занимают выходцы из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в стремлении зачистить региональный рынок под крупный питерский бизнес.
Между тем, решение республиканского комитета по транспорту ударило не только по небольшим карельским компаниям и индивидуальным предпринимателям, но и по «Карелавтотрансу». По итогам конкурса государственному предприятию достался четвертый лот – с маршрутами, охватывающими юго-восточную часть республики, которая у перевозчиков считается далеко не самой «хлебной». Кроме того, в этом лоте оказались рейсы, которые «Карелавтотранс» попросту не в состоянии выполнять. Например, рейсы в Заозерье – через многострадальный понтонный мост, где могут использоваться только автобусы весом до 5 тонн, и возникает резонный вопрос: как республиканские власти поручили выполнение таких рейсов предприятию, которое не располагает соответствующим транспортом?
Напомним и о возмутившей многих карельских дачников и жителей села замене на всем пригородном сообщении автобусов большой вместимости на «пазики». Стоит ли после этого удивляться, что у «Карелавтотранса» стали отбирать пассажиров частные автоперевозчики на более комфортабельных микроавтобусах, которые вообще не участвовали в конкурсе?
И уж совсем не понятно решение руководства ГУПа, которое перед проведением конкурса передало на три месяца вновь появившимся частным перевозчикам все самые доходные рейсы, которые до этого выполнял «Карелавтотранс-Сервис». По оценкам специалистов, предприятие из-за этого недополучило несколько миллионов рублей.
Как полагают наблюдатели, такая политика способна обрушить даже самое стабильное предприятие, и не случайно, что часть депутатов республиканского парламента забила тревогу. Совсем недавно Арбитражный суд республики ввел наблюдение в другом карельском ГУПе под названием «Мост», занимающемся обслуживанием дорог, и в Карелии пошли разговоры о том, что его хотят обанкротить, чтобы прибрать к рукам имущество карельских дорожников. А активы «Карелавтотранса» – не менее «лакомый кусочек», и когда его «проглотят», разбираться в причинах убытков будет уже поздно.