Карельское казачество. Удивительное словосочетание. На слуху – донское, запорожское. А тут – карельское. Карельское казачество, карельское казачество – долбится в затылке и потихоньку вытягивает из глубин памяти сначала расплывчатую, а затем все более и более четкую картинку.
Осень 1980 года. Рота курсантов мореходки едет из Ленинграда на «войнушку» в Лиепая. Поезд прибывает днем, а забирать в бригаду подводных лодок будут только вечером. За плечами 4 года казармы. Впереди двухмесячные сборы, плавпрактика, диплом и такая манящая своей взрослостью жизнь. Теплый ветер почти иностранного города пьянит свободой. Для усиления эффекта мы покупаем несколько бутылок портвейна и тут же на улице приговариваем их под банку леденцов «монпасье». Мы уже большие парни – нам по 21. Мы шатаемся по вечереющим улочкам. Нам весело, но чего-то явно не хватает. Натыкаемся на прибалтийскую парикмахерскую. Денег почти не остается, но девушка очень симпатичная и удивительно приветливая. За 35 копеек соглашается подстричь наголо любых пять человек. Собираем по карманам мелочь. Еще полчаса развлекаемся вокруг лысеющих на глазах черепов друзей, а затем подтягиваемся к месту сбора – вокзальной площади.
Здесь под часами полно черных шинелей. Бренчат гитары, поют песню Макаревича про «птицу удачи», которая «не верит людским рукам». Когда мы подходим и приветственно снимаем фуражки с сияющих голов, музыка обрывается … несколько секунд длится пауза…и тут же гитаристы, перемигнувшись, переходят на блатные аккорды с одесским акцентом:
«Когда еврейское казачество восстало,
В Биробиджане, ой да был переворот.
А кто затронет родной Биробиджан,
Тому кадухес будет на живот».
Я до сих пор не знаю, что это за кадухес такой, почему он будет на живот, да и не помню уже других куплетов, но тогда эта песня так здорово легла на наши отчаянные бесшабашные души, лысые головы и луженые глотки, что мы тут же подхватили солистов и припев нас орало уже человек тридцать.
«Мики левой, Мики правой,
Рабинович – запевай!
Бей барабан, бей барабан!
За родной Биробиджан!».
К третьему куплету к хору присоединились трое взрослых мужиков из зала ожидания. Они имели ярко выраженную семитскую наружность и были тоже не совсем трезвы. С особым удовольствием эта троица выкрикивала слова припева «Рабинович, запивай!», делая ударение на «и» и заливаясь заразительным смехом. К пятому куплету казалось, что поет, прищелкивает, присвистывает и притопывает весь вокзал… Прощаясь с нашими новыми иудейскими братьями, мы разве что не расцеловались.…
Прошло 35 лет. Как водится, курсанты повзрослели и остепенились. Обзавелись семьями и должностями. Ходят слухи, что один из наших майкопских кадетов после ухода с флота лично приложил руку к становлению кубанского казачества. Может и так. У меня самого есть хорошие знакомые среди казаков. Наверное, они искренне верят в свою исключительную миссию – спасение России – и заслуживают уважения к этой своей вере. Наверное, все это очень серьезно…
Но я ничего не могу с собой поделать. Каждый раз, когда я слышу словосочетание «карельские казаки», память безжалостно возвращает меня в осень 1980 года. Где под центральными часами привокзальной площади несколько дюжин хорошо подгулявших ребят в черной морской форме, вооруженные двумя гитарами и чувством собственной безнаказанной значимости, весело орут про еврейское казачество. Они вкладывают в песню всю свою нерастраченную молодецкую дурь, не помышляя ни об антисемитском подтексте, ни о возможном оскорблении чьей-то веры. У них все еще впереди.
«Рабинович, запевай!»
P.S. Данная статья – это первая эмоциональная реакция на новый законопроект № 583-V, внесенный главой Республики Карелия в Законодательное собрание. Законопроект касается некоторых преференций в предоставлении земли казачьим обществам и религиозным организациям. Вопрос, безусловно, требует глубокого всестороннего анализа, а это так – эмоциональная рефлексия, никак не связанная с содержанием закона по существу.
Оригинал публикации: http://blog.karelia-zs.ru/